ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
23 ноября 2023 года | г. Вологда | Дело № А66-5818/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2023 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Осташковского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2023 года по делу № А66-5818/2023,
у с т а н о в и л:
администрация Осташковского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 172735, <...>; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170036, <...>; далее – УФК по Тверской области) о признании незаконными действий по списанию со счета бюджета денежных средств в сумме 21 123 699 руб. 86 коп.: в январе 2023 года в сумме 6 312 211 руб. 13 коп. (23.01.2023 – 5 883 463 руб. 84 коп., 25.01.2023 – 428 747 руб. 29 коп.), в феврале 2023 года в сумме 12 047 353 руб. 67 коп. (17.02.2023 – 9 857 098 руб. 36 коп., 21.02.2023 – 2 190 255 руб. 31 коп.), в марте в сумме 2 764 135 руб. 06 коп. (09.03.2023 – 353 701 руб. 51 коп., 13.03.2023 – 681 560 руб. 88 коп., 14.03.2023 – 51 472 руб. 21 коп., 15.03.2023 – 787 608 руб. 01 коп., 16.03.2023 – 20 860 руб. 88 коп., 17.03.2023 – 332 840 руб. 63 коп., 20.03.2023 – 127 198 руб. 13 коп., 22.03.2023 – 187 349 руб. 18 коп., 27.03.2023 – 221 543 руб. 63 коп.) и возложении обязанности устранить указанные нарушения путем возврата необоснованно списанных денежных средств в сумме 21 123 699 руб. 86 коп. на счет, с которого осуществлено списание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>;адрес:170100, <...>; далее – УФНС), финансовое управление Осташковского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>;172735, Тверская область, город Осташков город, Советский переулок, дом 3; далее – финансовое управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2023 года по делу № А66-5818/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что списание денежных средств произведено на основании распоряжений налогового органа, однако такие распоряжения в адрес муниципального образования не представлены. Указывает, что необоснованное списание денежных средств привело к критической ситуации в округе в целом, на счете находились не только средства местного бюджета, но и областные целевые средства. Отразило положения татей 242.7, 242.8, 242.9, 242.10, 242.15, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия.
УФК по Тверской области в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, сообщило об отсутствие возможности предоставить распоряжения, так как заявки на возврат направлялись налоговым органом в Управление Федерального казначейства (далее – УФК) по Тульской области.
УФНС в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением заместителя председателя Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2023 года в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. на судей Болдыреву Е.Н. и Мурахину Н.В.
Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судьи судебное разбирательство произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в первом квартале 2023 года со счета бюджета Осташковского городского округа осуществлено списание денежных средств в сумме 21 123 699,86 руб.: в январе 2023 года – 6 312 211 руб. 13 коп. (23.01.2023 – 5 883 463 руб. 84 коп., 25.01.2023 – 428 747 руб. 29 коп.), в феврале 2023 года в сумме 12 047 353 руб. 67 коп. (17.02.2023 – 9 857 098 руб. 36 коп., 21.02.2023 – 2 190 255 руб. 31 коп.), в марте в сумме 2 764 135 руб. 06 коп. (09.03.2023 – 353 701 руб. 51 коп., 13.03.2023 – 681 560 руб. 88 коп., 14.03.2023 – 51 472 руб. 21 коп., 15.03.2023 – 787 608 руб. 01 коп., 16.03.2023 – 20 860 руб. 88 коп., 17.03.2023 – 332 840 руб. 63 коп., 20.03.2023 – 127 198 руб. 13 коп., 22.03.2023 – 187 349 руб. 18 коп., 27.03.2023 – 221 543 руб. 63 коп.).
Ссылаясь на то, что несмотря на запросы администрации в адрес казначейства и налогового органа до настоящего времени суммы списания не обоснованны, соответствующие распоряжения налогового органа не представлены, считая, что УФК по Тверской области нарушены нормы действующего законодательства, регулирующего функции данного органа, поскольку законность списания средств бюджета Осташковского городского округа не подтверждена, документы, обосновывающие правомерность списания не представлены, администрация обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление мотивировано администрацией отсутствием понимания правовых оснований для списания денежных средств ответчиком.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений произведено списание денежных средств на единый налоговый платеж (ЕНП) и в качестве возврата налогов.
В соответствии со статьей 40 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2022 № 198н (далее – Порядок № 198н) доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытых территориальным органам Федерального казначейства, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе, распоряжении о совершении казначейского платежа (далее – распоряжение) на зачисление средств на счет, указанный в абзаце 1 пункта 1 статьи 40 БК РФ, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им распоряжению.
На основании Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 263-ФЗ) с 01.01.2023 вступила в действие статья 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которой единым налоговым платежом (ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете (ЕНС).
Абзацем 2 пункта 1 Порядка № 198н установлено, что учет единого налогового платежа, предусмотренного статьей 11.3 НК РФ, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и их распределение между бюджетами осуществляется на отдельном казначейском счете органа Федерального казначейства, открытом уполномоченному органу Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 6 БК РФ администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу абзаца второго 2 пункта 27 Порядка № 198н возврат сумм единого налогового платежа осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администратором поступлений в бюджет – налоговым органом в уполномоченный орган Федерального казначейства, не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления, в соответствии с настоящим Порядком.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 2591-р утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, согласно которому главным администратором доходов бюджета от налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является Федеральная налоговая служба.
Приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2016 № ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации», УФНС наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета Тверской области и местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет Тверской области.
Таким образом, с 01.01.2023 УФК по Тульской области осуществляет учет и распределение между бюджетами ЕНП, а также возврат сумм ЕНП, который производится на основании заявок на возврат, представляемых администратором поступлений в бюджет – налоговым органом.
Иного администрацией не доказано, аргументы ответчика не опровергнуты.
Как установил суд первой инстанции, со стороны заявителя нормативно обоснованных доводов, свидетельствующих о совершении заявленных в просительной части ответчиком действий, вопреки положениям статьи 125 АПК РФ, в процессе рассмотрения дела не представлено.
По вопросу списания денежных средств судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 НК РФ ЕНП подлежит учету на ЕНС.
В силу пункта 3 статьи 11.3 вышеназванного Кодекса сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕПН, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, равна денежному выражению совокупной обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.3 НК РФ ЕНС ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
Пунктом 5 той же статьи установлено, что совокупная обязанность указанных лиц формируется и подлежит учету на ЕНС.
В целях реализации института ЕНС по состоянию на 01.01.2023 в отношении налогоплательщиков в январе-феврале месяце 2023 года формировалось сальдо по ЕНС с учетом особенностей, предусмотренных статьей 4 Закона № 263-ФЗ, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений:
о суммах неисполненных обязанностей организации, являющейся налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов (суммы неисполненных обязанностей);
о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП организации и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (излишне перечисленные денежные средства).
Таким образом, денежные средства, перечисленные налогоплательщиками в 2022 году на определенные КБК налогов и страховых взносов и не зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, страховых взносов, авансовых платежей, с 01.01.2023 признаны в качестве ЕНП, подлежащими учету на ЕНС.
В настоящие время отдельный казначейский счет для учета ЕНП открыт и обслуживается в УФК по Тульской области.
Решения о списании денежных средств с казначейских счетов, на которых осуществляются и отражаются операции по учету и распределению поступлений денежных средств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, подлежащие учету на ЕНС в качестве сальдо, формировались в январе - феврале текущего года Межрегиональной инспекцией ФНС России по управлению долгом в автоматическом режиме и в дальнейшем направлялись на исполнение в УФК по Тульской области.
Денежные платежи, учтенные на ЕНС, подлежали зачету налоговым органом в счет платежей в бюджет в последовательности, установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
В материалы дела УФНС представлен перечень исполненных распоряжений на списание денежных средств (за период с января по март 2023 года) с казначейского счета, на котором отражаются операции по учету налогов, являющихся источниками формирования доходов бюджета Осташковского городского округа, с указанием основания списания. Денежные средства направлены на ЕНП, часть денежных средств списана в связи с возвратом излишне уплаченного налога.
По итогам 5 месяцев 2023 года ситуация стабилизирована. Бюджетные назначения Осташковского городского округа по налогам, администрируемым ФНС России, исполнены в объеме 101 728 тыс. рублей (или 33,6 % от годовых параметров) с ростом к аналогичному периоду 2022 года на 3 %.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, а также по определениям суда от 25.05.2023, 22.06.2023 в материалы настоящего дела администрацией не представлено документального подтверждения необоснованного списания средств и непосредственно ответчиком по делу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенные администрацией в заявлении доводы нормативного подтверждения применительно к рассматриваемой ситуации в процессе рассмотрения дела не нашли.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылки в жалобе на статьи 242.7, 242.8, 242.9, 242.10, 242.15, 239 К РФ коллегией судей не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае денежные средства списаны на основании распоряжений налогового органа, выставленных в связи с изменением с 01.01.2023 законодательства, формированием ЕНС, возвратом излишне уплаченных налогов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2023 года по делу № А66-5818/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Осташковского городского округа – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | Е.Н. Болдырева Н.В. Мурахина |