НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 17.05.2016 № А66-112/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 мая 2016 года

г. Вологда

Дело № А66-112/2016

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2016 года .

В полном объеме постановление изготовлено мая 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и               Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 февраля 2016 года по делу № А66-112/2016 (судья Белова А.Г.),

у с т а н о в и л :

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (ИНН <***>; ОГРН <***>; место нахождения: 170028, город Тверь, Набережная реки Лазури, дом 20; далее – управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверская станция скорой медицинской помощи» (ИНН <***>;                 ОГРН <***>; место нахождения: 170006, <...>; далее – ГБУЗ «Тверская станция скорой медицинской помощи», учреждение) финансовой санкции в сумме 101 292 руб. 93 коп.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда. Считает, что при реорганизации в форме присоединения у организации, к которой переходят права и обязанности присоединенной организации, в базу для начисления страховых взносов не включаются выплаты и иные вознаграждения, произведенные присоединенной организацией в пользу сотрудников до реорганизации.

Учреждение в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ГБУЗ «Тверская станция скорой медицинской помощи» реорганизовано в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Автобаза медицинского транспорта» (далее – правопредшественник), о чем в 04.03.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2156952069910.

Учреждение 15.05.2015 представило в управление по каналам телекоммуникационной связи расчет по форме РСВ-1 за 1-й квартал 2015 года, отражающий начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в котором содержались в том числе сведения и по работникам правопредшественника, что не отрицается подателем жалобы.

Данный расчет принят управлением без замечаний, что подтверждается положительным протоколом входного контроля и заявителем не оспаривается.

В дальнейшем учреждением 18.08.2015 представлен в управление расчет по форме РСВ-1 за 1-й квартал 2015 года за правопредшественника.

Должностными лицами управления в ходе проверки своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлено, что государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Автобаза медицинского транспорта», являясь в 2015 году страхователем по обязательному пенсионному страхованию, не представило в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 1-й квартал 2015 года в установленный пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) срок – не позднее 20.05.2015. Такие сведения представлены в управление учреждением 18.08.2015 как правопреемником государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Автобаза медицинского транспорта».

По итогам проверки управление составило в отношении учреждения акт камеральной проверки от 06.10.2015 № 078С03150001277 и с учетом возражений учреждения приняло решение от 12.11.2015 № 078С04150001730, которым привлекло ответчика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ, за непредставление за правопредшественника в установленный срок расчета РСВ-1 за 1-й квартал 2015 года по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 101 292 руб. 93 коп.

На основании этого решения Фонд направил учреждению требование от 02.12.2015 № 07804515ТН0011618 об уплате финансовой санкции, которым предложил уплатить штраф в срок до 22.12.2015.

В связи с неисполнением требования от 02.12.2015                                                № 07804515ТН0011618 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения вышеназванной суммы штрафа.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 названного Закона).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Пунктом 1 части 9 статьи 15 названного Закона установлено, что плательщики страховых взносов ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов (в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования.

Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающим у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Таким образом, расчет (форма РСВ-1) за 1-й квартал 2015 года должен быть представлен страхователем не позднее 15.05.2015.

Согласно части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ взыскание штрафа в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

В силу части 4 статьи 10 Закона № 212-ФЗ в случае если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

При этом если прекращение деятельности организации произошло путем ликвидации, то согласно части 15 статьи 15 настоящего Закона плательщик страховых взносов обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Для случая прекращения деятельности организации путем реорганизации Закон № 212-ФЗ не содержит такого требования и не определяет, что прекращение деятельности до конца календарного года каким-то образом изменяет сроки предоставления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Это означает, что срок предоставления расчетов при реорганизации установлен пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, а именно – до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год).

Ликвидация и реорганизация являются разными формами прекращения деятельности юридического лица, следовательно, положения пункта 15 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в данном случае не подлежат применению.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

С учетом пункта 6 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из анализа приведенных норм права следует, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.

В рассматриваемом случае учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. После реорганизации трудовые отношения организации с его работниками не прекращаются.

Таким образом, как верно указал суд, при реорганизации предприятия расчетный период по страховым взносам определяется с учетом работы у прежнего работодателя.

В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой форы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (часть 16 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ признается календарный год.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Законом № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.

Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, отчетность правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам и страховых взносов подлежит передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.

Суд обоснованно отклонил доводы фонда о том, что Законом № 212-ФЗ не предусмотрена правопреемственность в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации, поскольку названным Законом не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов, а статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Так, в частности, на правопреемника возлагается обязанность уплатить страховые взносы и сдать отчетность. При этом статья 75 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет гарантии работникам реорганизуемой компании, в частности в данной статье указано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками.

В данном случае правопреемник вправе уволить доставшегося по наследству работника только при его отказе от продолжения работы.

Следовательно, возникшая в результате преобразования организация, определяя базу для начисления страховых взносов, должна учитывать выплаты и иные вознаграждения начисленные в пользу работников реорганизованной компании в едином расчете формы РСВ-1 за соответствующий отчетный период.

Как указано ранее в настоящем постановлении, расчет (формы РСВ-1) за  1-й квартал 2015 года должен быть представлен страхователем не позднее 15.05.2015.

В данном случае ГБУЗ «Тверская станция скорой медицинской помощи» как правопреемник государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Автобаза медицинского транспорта» представило первоначальный расчет по форме РСВ-1 своевременно 15.05.2015, что подтверждается материалами дела и не оспаривается контролирующим органом.

Причиной представления второго расчета по форме РСВ-1 за правопредшественника вызвано фактом обнаружения того, что платежи, уплаченные учреждением за присоединенную организацию, не попали на регистрационный номер правопредшественника.

В связи с этим ответчик представил по сути два раздельных расчета по форме РСВ-1: за самого себя и за правопредшественника.

Между тем Закон № 212-ФЗ не устанавливает обязанности правопреемника представлять в органы Пенсионного фонда два самостоятельных расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам самого правопреемника и правопредшественника.

Претензий к правильности исчисления и уплаты страховых взносов в своевременно представленном учреждением расчете заявителем в акте проверки и в решении 12.11.2015 № 078С04150001730 не предъявлено.

На основании изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что у фонда не имелось оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона             № 212-ФЗ, поскольку в действиях ответчика отсутствует событие вменяемого ему в вину нарушения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о взыскании с учреждения штрафа в спорной сумме в доход бюджета Пенсионного фонда                       Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 февраля 2016 года по делу № А66-112/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                                 А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                              Н.В. Мурахина

                                                                                                         В.И. Смирнов