НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 15.03.2019 № А66-7009/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 марта 2019 года

Дело №

А66-7009/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,

рассмотрев 07.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «НПО «АКОНИТ» на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.08.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 (судьи Алимова Е.А.,
Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу № А66-7009/2018,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «НПО «АКОНИТ», место нахождения: 160004,
г. Вологда, ул. Ударников, д. 34, ОГРН 1023500873714, ИНН 3525116280 (далее – АО «НПО «АКОНИТ», Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне, место нахождения: 170043, Тверская обл., г. Тверь, Октябрьский пр., д. 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662 (далее – Таможня) о признании недействительными решений от 05.02.2018 по результатам таможенной проверки № 10115000/210/050218/Т000055/001 и о внесении изменений (дополнения) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 01.08.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АО «НПО «АКОНИТ», ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что ввезенный товар «глютен кукурузный» является кормовой смесью, в связи с чем у таможенного органа не имелось оснований для применения в отношении спорной продукции ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) 18%. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2017
№ 566 глютен кукурузный отнесен к отходам производства пищевых продуктов, отходам производства крахмала из кукурузы, соответственно, является зерновым отходом. Выводы судов об обратном основаны на неверном толковании закона. Кроме того, суды не учли, что льготная ставка НДС подлежит применению в отношении любых продуктов, используемых для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак) с кодом 2309 90 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – ТН ВЭД).

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении товаров, задекларированных по декларациям на товары (далее – ДТ)
№№ 10115070/301116/0047956 (товар № 1), 10115070/131216/0049775 (товар № 1), 10115070/131216/0049776 (товар № 1), 10115070/261216/0051743 (товар № 1), 10115070/261216/0051747 (товар № 1), 10115070/281216/0052411 (товар № 1), 10115070/291216/0052492 (товар № 1), 10115070/301216/0052628 (товар № 1), 10115070/301216/0052633 (товар № 1), 10115070/311216/0052656 (товар № 1), 10115070/110117/0000345 (товар № 1), 10115070/110117/0000377 (товар № 1), 10115070/130117/0000567 (товар № 1), 10115070/130117/0000574 (товар № 1), 10115070/130117/0000597 (товар № 1), 10115070/170117/0001028 (товар № 1), 10115070/200117/0001534 (товар № 1), 10115070/200117/0001546 (товар № 1), 10115070/240117/0002171 (товар № 1), 10115070/240117/0002179 (товар № 1), 10115070/260117/0002519 (товар № 1), 10115070/260117/0002590 (товар № 1).

По названным ДТ Обществом задекларирован товар «кукурузный глютен (порошок желтого цвета) – остатки от производства крахмала из кукурузы, кормовая добавка», фирма-изготовитель HEILONGJIANG HAOTIAN CORN DEVELOPING CO., LTD, товарный знак отсутствует, общий вес нетто/брутто - 2 331 000/2 335 662 кг, общая цена товара - 525 230 долл. США, общая статистическая стоимость 1 525 230 долл.США., общая таможенная стоимость - 91 994 591 руб. 27 коп., код 2303 10 110 0 ТН ВЭД, страна происхождения Китай (CN), условия поставки – DAP Забайкальск. Указанный товар ввезен в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 29.10.2015 № НН-2, заключенного между Обществом (покупатель) и компанией HEILONGJIANG HAOTIAN CORN DEVELOPING CO., LTD, Китай (продавец).

При таможенном оформлении товара исчисление НДС производилось декларантом с применением льготной ставки в размере 10%.

По результатам проверки Таможней принято решение от 05.02.2018
№ 10115000/210/050218/Т000055/001 об отказе в применении при исчислении НДС ставки в размере 10%. Согласно данному решению сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет 7 727 545 руб. 63 коп. Кроме того, таможенным органом 05.02.2018 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных декларациях на товары.

Считая решения Таможни от 05.02.2018 по результатам таможенной проверки № 10115000/210/050218/Т000055/001 и о внесении изменений (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о правомерности применения таможенным органом ставки НДС в размере 18% и доначисления таможенных платежей.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 действовавшего на момент декларирования товаров Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам.

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обложение ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, являющихся объектом обложения налогом, производится по различным налоговым ставкам (0, 10 и 18%). Применение ставки 10 или 18 % зависит от вида ввозимого товара (пункты 2 и 3 статьи 164 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10%  при ввозе на территорию Российской Федерации зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов.

В пункте 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяются Правительством Российской Федерации.

В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее – Перечень при реализации) и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее – Перечень при ввозе).

Согласно примечанию 1 к Перечню при ввозе с целью применения данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товаров.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что для правомерного использования ставки НДС 10% по продовольственным товарам необходимо, чтобы товар, в отношении которого определяется ставка налога, был поименован в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников – Общероссийский  классификатор продукции (ОКП) или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Суды установили, что задекларированный в перечисленных ДТ товар относится к протеиновым добавкам, используемым при производстве комбикормов, кормовых добавок для сельскохозяйственных животных и птиц, при этом товар не является ни зерном, ни комбикормом, ни кормовой смесью, ни готовым кормом для кормления животных; товар не указан в пункте 2 статьи 164 НК РФ.

Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.

Обществом при таможенном оформлении товара с учетом наименования группы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции товар классифицирован как остатки от производства крахмала из кукурузы, код 2303 10 110 0 ТН ВЭД.

Перечнем при ввозе предусмотрено применение ставки НДС в размере 10% в отношении товара товарной позиции 2303 ТН ВЭД «Остатки от производства крахмала и аналогичные остатки, свекловичный жом, багасса, или жом сахарного тростника, и прочие отходы производства сахара, барда и прочие отходы пивоварения или винокурения, не гранулированные или гранулированные», если в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ такой товар является зерновыми отходами и (или) кормовыми смесями. При этом данный Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

Исходя из изложенного пониженная ставка НДС подлежит применению в отношении не всех товаров товарной позиции 2303 ТН ВЭД, а лишь товаров указанной товарной позиции, которые относятся к зерновым отходам и кормовым смесям.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 и действовавшему до 31.12.2016, в составе продукции крахмало-паточной промышленности (код 91 8900) указан глютен кукурузный, которому соответствовал код ОКП 91 8941.

В действующем Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014
№ 14-ст, глютену кукурузному присвоен код 10.62.11.162.

При этом ни в Перечне при реализации (в разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы»), ни в Перечне при ввозе такая продукция как «глютен кукурузный» не поименована. В Перечне при реализации код ОКП 10.62.11.162 также отсутствует.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание результаты таможенной экспертизы, изложенные в заключении от 09.08.2017
№ 12408002/0017509. Согласно выводам эксперта товар «кукурузный глютен» является побочным продуктом переработки зерна кукурузы в процессе производства крахмала. Кукурузный глютен не является зерновым отходом и не является кормовой смесью.

Судами также учтено письмо ФГБНУ «ВНИИЗ» от 02.05.2017 № 207/8-12/1, из которого следует, что при первичной обработке зерна (сушка, очистка, сортировка) образуются отходы, которые называются зерновыми. Данные отходы состоят из шелухи (наружных оболочек семян, некондиционных зерен, (щуплых, колотых), семян сорных растений, частей листьев и стеблей, минеральной примеси (земля, камни, песок и др.), лузги, аспирационной пыли. По мнению ФГБНУ «ВНИИЗ», глютен кукурузный не относится к зерновым отходам, поскольку с точки зрения технологии производства является неизбежным остатком от производства крахмала из кукурузы и может быть отнесен к технологическим отходам. Приведенной позиции корреспондирует и изложенное в письме ФГБНУ ВНИИ крахмалопродуктов от 03.05.2017 № 121/10-7 разъяснение о том, что глютен кукурузный является остатком от производства крахмала из кукурузы.

Указанной позиции придерживается и Ассоциация российских производителей крахмалопаточной продукции «РОСКРАХМАЛПАТОКА», которая в письме от 20.07.2017 № 212 пояснила, что кукурузный глютен является технологическим отходом переработки зерна кукурузы. Глютен кукурузный не относится к зерновым отходам. Глютен кукурузный сухой не является кормовой смесью, так как, «кормовая смесь» - это корм, состоящий из смеси кормовых материалов или смеси кормовых материалов и кормовых добавок, не сбалансированный по питательности, предназначенный для непосредственного кормления животных.

Приведенные в кассационной жалобе Общества доводы относительно недопустимости учета данных разъяснений при принятии обжалуемых решения и постановления, не могут быть приняты во внимание, поскольку податель жалобы не обосновал причины, по которым считает разъяснения неотносимыми к ввезенному АО «НПО «АКОНИТ» товару.

С учетом того, что Общество не доказало правомерность исчисления НДС в отношении ввезенного им товара по ставке 10%, следует согласится с выводом судов о том, что товар «кукурузный глютен» не относится к товарам, поименованным в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, не является ни зерновым отходом, ни кормовой смесью, не входит в Перечени, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908.

Так как ввезенный товар не относится к льготируемому, Таможня обоснованно приняла оспариваемые решения об отказе в предоставлении ставки НДС в размере 10% в отношении спорного товара и о внесении изменений (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ.

Доводы кассационной жалобы Общества сводятся к несогласию с приведенными выводами судов, основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанции, тщательно исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не могут являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 01.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу № А66-7009/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО «АКОНИТ» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

Л.И. Корабухина

С.В. Лущаев