АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 декабря 2018 года | Дело № | А66-109/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В., при участии от открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» Бычкова (доверенность от 02.07.2018 № 1022/1-Д), от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. (доверенность от 09.01.2018), от Министерства финансов Тверской области рассмотрев 06.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2018 (судья Трунина Е.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу № А66-109/2018, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания», место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая площадь, дом 1а, К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, ул. Советская, д. 23, Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт – об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, наличие цены в договоре оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортам пригородного сообщения не может ограничивать право перевозчика на полную компенсацию убытков, возникших в связи с установлением Тверской областью льгот по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования. Судами двух инстанций не учтено, что имеющаяся задолженность за 2014 год ответчиком признана, что подтверждается пунктом 4.5 договора от 02.03.2015 № 2015.15, письмом от 18.02.2015 № 5/493/274. Субсидии, предусмотренной бюджетом и договором от 06.02.2014 № 2, оказалось недостаточно для полного покрытия убытков перевозчика, о чем невозможно было знать заранее. Истец также не вправе был не предоставлять скидку в размере 50% на проезд льготной категории граждан или отказаться от заключения договоров с льготными пассажирами. Суды не дали надлежащей оценки представленным в материалы дела доказательствам, а также не применили нормы закона, подлежащего применению. В отзывах на кассационную жалобу Министерство соцзащиты и Правительство Тверской области просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Министерства соцзащиты, Министерства финансов Тверской области и Правительства Тверской области возражали против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, АО «Центральная ППК» с 15.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ № 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Между Обществом (перевозчик) и Министерством соцзащиты (заказчик) 06.02.2014 заключен договор № 2 по компенсации выпадающих расходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области, по условиям которого перевозчик на возмездной основе осуществляет перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения граждан льготных категорий из числа лиц, указанных в приложении № 1 к договору, место жительства которых находится на территории Тверской области (пункт 1.1 договора). Согласно пункту 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозку граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах маршрутов движения пригородных поездов в соответствии с приложением № 2 к договору в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, путем заключения договоров перевозки с гражданами из числа лиц, указанных в приложении № 1 к настоящему договору. В соответствии с пунктом 1.3 договора исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111. Согласно пункту 1.4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 06.02.2014 № 1 к договору) цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 № 142 «Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в сумме 1 927 175 руб. 90 коп. Порядок расчетов стороны согласовали в разделе 4 договора. В приложении № 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения, к которым отнесены: - ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004 в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014; - лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014; - реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014; - ветераны труда Тверской области в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014. В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 истец осуществлял организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тверской области по маршрутам Москва – Савелово, Ржев – Вязьма. Перевозка пассажиров осуществлялась с 01.01.2014 по 31.12.2014 по тарифам, утвержденным исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Письмом от 23.01.2015 № 301-15 Общество сообщило в Министерство соцзащиты об имеющейся задолженности по компенсации потерь в доходах от проезда пригородным железнодорожным транспортом отдельным категориям граждан регионального уровня в сумме 1 333 314 руб. 50 коп., а также просило задолженность погасить. Министерство соцзащиты письмом от 18.02.2015 № 5/493/274 сообщило истцу о том, что вопрос о погашении кредиторской задолженности за 2014 год по расходам перевозчика в связи с предоставлением льготного проезда региональным льготникам будет учтен при заключении договора на 2015 год с определением цены договора в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление данного вида расходов на 2015 год. АО «Центральная ППК» 05.07.2017 повторно направило в адрес Министерства соцзащиты претензию с требованием возместить убытки в сумме В связи с отказом в возмещении убытков в добровольном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами доказательства, их доводы и пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения исковых требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Как установлено в пункте 5 статьи 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного названными законодательными актами перечня льгот была исключена, в связи с этим право граждан на указанные истцом льготы в спорный период федеральным законодательством не предусмотрено. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате в том числе принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета. Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 № 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее – Порядок). Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 данного Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство соцзащиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области. В соответствии с Порядком между истцом и ответчиком был заключен договор от 06.02.2014 № 2 по компенсации выпадающих расходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области. Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 1.4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 06.02.2014 № 1 к договору) цена договора установлена в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 № 142 «Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в сумме 1 927 175 руб. 90 коп. Согласно пункту 4.4 договора факт надлежащего исполнения обязательств по договору ежемесячно подтверждается подписываемым сторонами актом о выполнении сторонами своих обязательств по договору по согласованной сторонами форме, предусмотренной приложением № 3 к договору. Сторонами подписаны акты о выполнении сторонами своих обязательств по договору на общую сумму 1 927 175 руб. 90 коп. Суды установили, что обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год ответчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями, актами, отчетами и другими документами. Сумма в размере 1 333 314 руб. 50 коп. находится за пределами договорных обязательств. При этом, вопреки доводам истца, апелляционной инстанцией учтено, что в целях исполнения принятых обязательств 2014 года, а также обеспечения перевозки льготных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения в 2015 году Министерством соцзащиты с Обществом заключен новый договор оказания услуг от 02.03.2015 № 2015.15, цена которого в соответствии с пунктом 1.4 договора от 02.03.2015 № 2015.15 составила 2 984 027 руб. В соответствии с пунктом 4.5 указанного договора в составе расходов были предусмотрены средства на погашение кредиторской задолженности за 2014 год в размере 1 333 314 руб. 50 коп. Оплата по договору от 02.03.2015 № 2015.15 произведена Министерством соцзащиты в полном объеме на общую сумму 2 984 027 руб., что установлено в рамках дела № А66-171/2018, по итогам рассмотрения которого АО «Центральная ППК» отказано в удовлетворении требований о взыскании с Министерства соцзащиты задолженности по договору в сумме 1 333 314 руб. 50 коп. Также данные обстоятельства подтверждаются и судебными актами по делу № А66-10713/2016. С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, применив приведенные нормы права, обоснованно отказали Обществу в иске, поскольку пришли к выводу о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренные договором от 06.02.2014 № 2. Доводы подателя жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права и (или) процессуального права. Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу № А66-109/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.Н. Александрова | |||
Судьи | С.В. Лущаев С.В. Соколова | |||