ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
15 апреля 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-14811/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» Денисовой И.В. по доверенности от 01.01.2021, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Морозовой О.В. по доверенности от 23.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2021 года по делу № А66-14811/2020,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Медицинская акционерная страховая компания» (ОГРН 1027739099772, ИНН 7702030351; адрес: 115184, Москва, улица Малая Ордынка, дом 50; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее – фонд) о признании незаконным требования от 14.09.2020 № 29 «Об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой тематической проверки филиала акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» в г. Твери, проведенной с 27.08.2020 по 14.09.2020 за период с 01.10.2019 по 01.08.2020», и взыскании с ответчика уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что, поскольку целевые средства направлены обществом на оплату за оказанную по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС) медицинскую помощь, отсутствуют правовые основания для их возврата. По мнению общества, установленная фондом просрочка оплаты перед медицинскими организациями возникла по вине ответчика, который отказался исполнять свои обязательства по финансовому обеспечению заявителя, не выделив спорную сумму из ненормированного страхового запаса, что свидетельствует о незаконности возложения на общество обязанности по оплате пеней.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Фонд в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей общества и фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом и фондом заключен договор от 09.01.2017 № 5 о финансовом обеспечении ОМС, по условиям которого фонд принял на себя обязательство по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере ОМС, а страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
В соответствии с пунктом 2.10 договора страховая медицинская организация обязалась ежемесячно представлять в Фонд на бумажном носителе заверенные печатью и подписанные руководителем и/или в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью руководителя:
заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование) в размере не более 50% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия настоящего договора (в случае периода действия договора менее 3 месяцев) в срок до 30-го числа месяца. Размер средств заявки может быть увеличен: во II - III квартале года – не более чем на 20% от установленного в данном пункте размера; на декабрь – до 95% от размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи;
заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь в объеме средств, необходимых для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 2.8.2 договора общество обязано формировать целевые средства на оплату медицинской помощи за счет средств, поступивших от медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере ОМС в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ): 50 процентов соответствующих поступивших средств.
Пунктом 2.12 договора на страховую медицинскую организацию возлагалась обязанность по возврату остатка целевых средств в территориальный фонд в течение 3 рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц; пунктом 2.14 – обязанность предоставлять отчет об использования целевых средств одновременно с обращением за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Фондом на основании приказа от 26.08.2020 № 205 в период с 27.08.2020 по 14.09.2020 в отношении филиала общества в г. Твери проведена внеплановая тематическая проверка за период с 01.10.2019 по 01.08.2020, по результатам которой составлен акт от 14.09.2020.
Согласно акту по результатам проверки установлено следующее:
сумма целевых средств, сформированных от штрафов в размере 146 002 руб. 25 коп., направлена обществом на оплату задолженности перед медицинскими организациями, образовавшейся в результате несвоевременной оплаты медицинской помощи, в связи с безакцептным списанием банком средств во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области (дело № А66-18732/2018);
в нарушение пункта 2.12 договора № 5 в мае 2020 года общесвом не осуществлен возврат остатка целевых средств в размере 261 694 руб. 75 коп., после окончательного расчета по договорам на оказание и оплату медицинской помощи за апрель 2020 года;
общая сумма средств по данным нарушениям, подлежащая возврату в фонд, составила 407 697 руб.;
в нарушение пункта 4.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи общество осуществляло несвоевременную оплату медицинским организациям оказанной медицинской помощи, в связи с этим в соответствии с пунктом 18 Приложения № 3 «Перечень санкций за нарушение договорных обязательств» к договору № 5 заявителю начислены пени в общей сумме 9 929 руб. 71 коп.
На основании указанных нарушений обществу направлено требование от 14.09.2020 № 29, согласно которому обществу надлежит в течение 10 рабочих дней осуществить возврат целевых средств размере 407 697 руб., перечислить в фонд пени в размере 9 929 руб. 71 коп., а также усилить контроль за достоверностью информации, отраженной в актах сверки расчетов с фондом.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилась в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Фондом в ходе проверки установлено и заявителем не оспаривается, что обществом и медицинской организацией ООО «Север-Сервис» заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 09.01.2017 № 0517-102, по условиям которого ООО «Север-Сервис» оказывала в 2017 году застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС Тверской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области вынес решение 21.05.2019 по делу № А66-18732/2018 с общества в пользу ООО «Север-Сервис» взыскана задолженность по оплате медицинской помощи в рамках ОМС в размере 407 697 руб., а также 12 000 руб. судебных издержек и 11 154 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
На основании исполнительного листа по указанному делу по инкассому поручению от 17.10.2019 № 92446 с общества в пользу ООО «Север-Сервис» взысканы денежные средства в размере 430 851 руб. путем списания целевых средств ОМС, находящихся на банковском счете общества, открытом для осуществления операций с целевыми средствами, из них 407 697 руб. – целевые средства.
В дальнейшем последовательно в период с октября 2019 года по апрель 2020 года с нарушением установленных сроков совершая расчеты с медицинскими организациями, общество не произвело возврат остатка средств целевого финансирования за апрель 2020 года на сумму 261 694 руб. 75 коп., а также не направила на оплату медицинской помощи в текущем периоде (направив на исполнение судебного акта по делу № А66-18732/2018) целевые средства, сформированные от штрафов, в размере 146 002 руб. 25 коп.
При этом в связи с недостатком средств, полученных по заявкам для проведения полного расчета с медицинскими организациями Тверской области за сентябрь 2019 года, общество обратилось в фонд за выделением недостающей суммы в размере 3 816 380 руб. из нормированного страхового запаса (заявка от 18.10.2019).
Данная заявка в части суммы 407 697 руб. отклонена фондом в связи с необоснованностью запрашиваемых средств.
Согласно статье 19 Закона № 326-ФЗ права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами, предусмотренными статьями 38 и 39 указанного Закона.
При этом необходимо учитывать, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По мнению общества, взысканная судом по делу № А66-18732/2018 задолженность, которая образовалась в связи с неоплатой медицинских услуг по программе ОМС за 2017 год, подлежит возмещению фондом за счет целевых средств ОМС 2019 года.
Вместе с тем порядок выделения средств ОМС, размер и порядок их расходования определяется законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных фондов субъектов на конкретный год
По итогам каждого года принимается закон об исполнении бюджета территориальных фондов за прошедший год.
На основании пункта 4 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 Законом Тверской области от 04.02.2019 № 1-ЗО утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Размер средств ОМС на 2019 год установлен Законом Тверской области от 20.12.2018 № 72-ЗО «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Положениями приведенных законов и условиями заключенного сторонами договора не предусмотрено право страховой медицинской организации в одностороннем порядке учитывать полученные на текущий период целевые средств ОМС в счет погашения задолженности по оплате медицинской помощи, оказанной сверх выделенных объемов в прошедших периодах.
В данном случае целевые средства в спорной сумме выделены фондом и сформированы за счет штрафов для оплаты предоставленной медицинской помощи в текущем году и в соответствии с пунктом 2.12 договора их остаток за отчетный период подлежал возврату фонду в течение 3 рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями.
Таким образом, поскольку целевые средства в размере 407 697 руб. не возвращены обществом в фонд, требование фонда о их возврате является законным и обоснованным.
Несвоевременная оплата медицинским организациям медицинской помощи материалами дела подтверждена, расчет пеней за нарушение сроков оплаты медицинской помощи на сумму 9 929 руб. 71 коп. проверен судом и признан верным.
Контррасчета пеней обществом не представлено.
Нарушение прав общества требованием усилить контроль за достоверностью информации, отраженной в актах сверок расчетов с фондом, не подтверждено.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно посчитал, что установленных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная по платежному поручению от 24.02.2021 № 6596 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2021 года по делу № А66-14811/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Медицинская акционерная страховая компания» (ОГРН 1027739099772, ИНН 7702030351; адрес: 115184, Москва, улица Малая Ордынка, дом 50) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.02.2021 № 6596.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | Н.В. Мурахина Ю.В. Селиванова |