АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 октября 2021 года | Дело № | А66-10613/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от акционерного общества «Южно-Уральская промышленная компания» Курочкина А.В. (доверенность от 27.01.2021), от Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозовой А.С. (доверенность от 29.03.2021), рассмотрев 04.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Южно-Уральская промышленная компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу № А66-10613/2020, у с т а н о в и л : Акционерное общество «Южно-Уральская промышленная компания», адрес: 109028, Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1, пом. 1, комн. 213, ОГРН 1027739169193, ИНН 7705016517 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1076952035302, ИНН 6952015266 (далее - Министерство), о признании незаконным приказа от 01.06.2020 № 75-у, содержащего отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы на изменения проекта освоения лесов, и обязании Министерства провести государственную экспертизу изменений в проект освоения лесов, поступивших 19.05.2020, и выдать положительное заключение. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221. Решением суда первой инстанции от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что ограждение существует длительное время и за это время вопрос о законности его размещения не ставился. Считает, что ограждение не мешает гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесу, его размещение не противоречит лесному законодательству. Кроме того, Общество считает неправомерным вывод судов о том, что ограждение не является объектом лесной инфраструктуры. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства против доводов жалобы возразила. Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопреемник Министерства) и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 23.12.2008 № 37 (далее - Договор). В соответствии с пунктом 1.2 Договора Обществу предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 98,0 га, местоположение: Тверская обл., Кимрский р-н, Кашинское лесничество, Никулинское участковое лесничество, квартал 41, выдел 1-11. Согласно пункту 1.4 Договора лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности. В пунктах 8.1 и 8.2 Договора стороны согласовали, что Договор вступает в силу с 01.01.2009 и подлежит государственной регистрации. Срок окончания действия Договора - 09.03.2030. Общество осуществляет использование лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу и получившим положительное заключение, утвержденное приказом Министерства от 10.01.2019 № 1-у. Проектом освоения лесов предусмотрено наличие на лесном участке двух объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (некапитальное нестационарное сооружение и пешеходная дорожка с мягким покрытием). Наличие иных объектов (существующих либо проектируемых) проектом освоения лесов не предусмотрено. На основании пункта 4.4.6 Договора арендатор обязан осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, либо иных нарушений прав и законных интересов граждан. В ходе патрулирования земель лесного фонда, проведенного исполняющим обязанности лесничего Никулинского участкового лесничества Яковлевым И.В. 17.05.2019 на лесном участке в квартале 41 выделах 7, 10 Никулинского участкового лесничества (урочище Кимрское) Кашинского лесничества (далее - лесничество), выявлено нарушение - размещение забора на участке, находящемся в аренде. Общество 19.05.2020 обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов, связанных в том числе с наличием деревянного ограждения протяженностью 510 м. В изменениях в проект освоения лесов уже констатируется факт наличия ограждения. В границах указанного лесного участка располагается особо охраняемая территория регионального значения - памятник природы «Бор Абрамовский», созданная на основании решения Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усилении их охраны». По результатам рассмотрения изменений в проект освоения лесов Министерством 01.06.2020 издан приказ № 75-у об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии, в котором указано, что устройство ограждения на арендуемой территории является нарушением режима особо охраняемой природной территории, поскольку арендуемый участок расположен в границах особо охраняемой природной территории «Бор Абрамовский». Общество, не согласившись с приказом Министерства, обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Согласно статье 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Согласно пункту 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ № 69), проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основании договора аренды лесного участка. В силу пункта 29 названного Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка Пунктом 33 Приказа № 69 установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества или условий договора аренды. Пунктом 4.4.1 Договора предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим Договором. Арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок (пункт 4.4.6 Договора), а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 ЛК РФ. Согласно части 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. На основании части 4 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. В силу пунктов 1, 2 части 5 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. По условиям пункта 1.4 Договора лесной участок предоставлен Обществу для осуществления рекреационной деятельности. На основании части 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. В соответствии с частью 3 статьи 41 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. В силу части 5 статьи 41 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с требованиями пунктов 6, 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 № 108 (действовавших на дату заключения Договора), леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила № 62), действующие с 22.04.2012. Согласно пункту 4 Правил № 62 для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности. Виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, действующие с 01.01.2021, пунктом 3 которых установлены аналогичные положения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень № 849-р). Указанный перечень не содержит такой объект, как ограждение или забор. Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса. Из части 1 статьи 102 названного Кодекса следует, что защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса. В силу части 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ). Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, отнесены пунктом 2 части 2 статьи 111 названного Кодекса к защитным лесам. Возведение такого объекта, как ограждение, не было предусмотрено проектами освоения лесов 2009 года и 2019 года, однако в ходе проверки в 2019 году выявлено, что спорный лесной участок огорожен. При этом суды указали, что ограждение выполнено не в целях охраны лесопарковой зоны (часть 3 статьи 114 ЛК РФ) и не является объектом инфраструктуры, предусмотренным пунктом 6 Перечня № 849-р, по месту расположения и параметрам (в том числе высоте и протяженности) не может признаваться оградительным сооружением в водоохранных зонах. Суды двух инстанций на доводы Общества указали, что в Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, такие объекты, как ограждение либо забор, так же не включены, а включенному в данный перечень объекту - изгороди спорный объект не тождественен. Судами приняты во внимание среди прочего протяженность ограждения 510 м, фотоматериалы его вида, а также то, что в представленных Обществом изменениях в проект освоения лесов ограждение не указано в качестве проектируемых, а констатируется факт его наличия. Таким образом, оспариваемый приказ соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу № А66-10613/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Южно-Уральская промышленная компания» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | О.А. Алешкевич Л.Б. Мунтян | |||