НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 05.10.2023 № А66-5638/2023

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 октября 2023 года

г. Вологда

Дело № А66-5638/2023

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Городская поликлиника № 8» на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 июня 2023 года по делу № А66-5638/2023,

у с т а н о в и л:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Городская поликлиника № 8» (ОГРН <***>,                                  ИНН <***>; адрес:170001, <...>; далее – учреждение, ГБУЗ «ГП № 8»)  обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тверской области                                   (ОГРН <***>,  ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее – фонд, ТФОМС) о признании недействительным акта проверки от 28.03.2023.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 июня 2023 года по делу № А66-5638/2023 с учетом определения об исправлении опечаток от 22 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказать.

Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что  возмещение, произведенное по акту от 03.06.2022 по требованию от 03.06.2022 № 17, не является нецелевым использованием, поскольку является прямыми затратами для обеспечения деятельности, прямого запрета на оплату за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) законодательные акты не содержат, более того, ранее такое возмещение нецелевого использования денежных средств по результатам проверок за счет средств ОМС фондом не признавалось нецелевым использованием денежных средств.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, учреждение и фонд в поступивших ходатайствах просили рассмотреть дело без участия их представителей, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, фондом с 17.03.2023 по 28.03.2023 проведена выездная и документарная внеплановая тематическая проверка использования средств ОМС учреждением за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Цель проверки – использование результатов проверки соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС.

В ходе проверки фондом установлено, что по результатам плановой комплексной проверки использования денежных средств учреждением, проведенной ТФОМС с 04.05.2022 по 03.06.2022 за период с 01.07.2020 по 30.04.2022  (акт проверки от 03.06.2022), выявлена сумма нецелевого использования средств ОМС, подлежащая восстановлению, в размере                           85 328,22 руб., выставлено требование от 03.06.2022 № 17. В нарушение                пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) медицинской организацией за счет средств ОМС осуществлено восстановление нецелевое использование средств ОМС на сумму 85 328,22 руб., в том числе по платежным поручениям от 07.06.2022 № 486 на сумму 80 692,43 руб., от 07.06.2022 № 487 –                       4 635,79 руб.

По результатам проверки составлен акт от 28.03.2023, которым на основании части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ фонд потребовал перечислить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, за 2022 год в сумме 85 328,22 руб. и начисленный штраф в сумме 8 532,82 руб. за счет собственных средств учреждения.

Не согласившись с указанным актом, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон № 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

Часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ относит к участникам обязательного медицинского страхования территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.

В силу части 2 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

В части 1 статьи 38 этого же Закона предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.

В соответствии со статьей 38 Закона № 326-ФЗ между фондом и учреждением заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 18.01.2022 № 54/2022 на 2022 год.

Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим.

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

На основании части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 № 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу приведенных норм возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, не имеющих целевого назначения.

По результатам плановой комплексной проверки использования денежных средств учреждением, проведенной ТФОМС (акт проверки от 03.06.2022), выявлена сумма нецелевого использования средств ОМС в размере 85 328,22 руб., подлежащая восстановлению по акту проверки.

Нарушения связаны с расходованием средств сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами (раздел 3.3, доплата за работу по специальности свыше 25 % должностного оклада), оплатой расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (раздел 4.4.2 –  приобретение ГСМ, раздел 4.4.3 – расходы по оплате коммунальных услуг по помещениям, переданным в аренду).

Акт проверки от 03.06.2022 учреждением не оспаривался.

Фондом выставлено требование от 03.06.2022 № 17 об оплате использованных не по целевому назначению за 2021 год средств в сумме 80 692,43 коп., за 2022 год – 4 635,79 руб., всего – 85 328,22 руб.

По указанному требованию учреждением по платежным поручениям от 07.06.2022 № 486 на сумму 80 692,43 руб., от 07.06.2022 № 487 – 4 635,79 руб. внесена оплата со счета Министерства финансов Тверской области                               (ГБУЗ «ГП № 8») № 03224653280000003600 за счет средств ОМС.

При выполнении операции средства списаны с лицевого счета                                  № <***>, открытого в финансовом органе Тверской области (Министерство финансов Тверской области) в соответствии с пунктом 6                        статьи 220.1 БК РФ для учета операций со средствами ОМС.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что учреждение при перечислении указанных платежей допустило расходование денежных средств ОМС на цели, не предусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ и тарифным соглашением, а именно на восстановление нецелевого использования средств ОМС, выявленного ранее.

Доводы заявителя о возможности возмещения средств ОМС, израсходованных не по целевому назначению, указанных в акте от 03.06.2022, за счет средств ОМС судом первой инстанции не приняты как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие положениям части 7                         статьи 35, части 12 статьи 38 Закона № 326-ФЗ и фактически нивелирующие принцип адресности и целевого характера бюджетных средств и средств ОМС в частности.

Суд первой инстанции учел, что факт того, что ранее учреждение допускало восстановление нецелевого использования средств ОМС, выявленного ранее, за счет средств ОМС и не привлекалось к ответственности, не имеет правообразующего значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку выходит за его предмет.

По аналогичным основаниям апелляционный суд не принимает доводы жалобы об отсутствии претензий к такому же порядку восстановления средств по ранее проведенным проверкам.

Доводам заявителя о том, что исполнение обжалуемого ненормативного акта влечет двойное исполнение допущенного нарушения, судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Суд первой инстанции учел, что  основанием для вынесения спорного акта явились новые обстоятельства, не связанные с первоначальной проверкой, проводимой фондом ранее за период с 01.07.2020 по 30.04.2022. Требование от 03.06.2022 № 17, вынесенное по результатам проверки за период с 01.07.2020 по 30.04.2022, исполнено заявителем. Оспариваемый акт вынесен по результатам иной выездной тематической  проверки и отражает иные факты нецелевого использования средств ОМС. Именно факт перечисления денежных средств ОМС во исполнение требования от 03.06.2022 № 17 за счет средств ОМС послужил основанием для вынесения оспариваемого акта.

Размер штрафа определен фондом в соответствии с требованиями                     части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ, о снижении размера штрафной санкции учреждение не заявило, доказательств, дающих основания считать штраф в сумме 8 532,82 руб. несоразмерным характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушения, в материалы дела не представлено, в связи с этим суд не усмотрел правовых оснований для его снижения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 20 июня 2023 года по делу № А66-5638/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Городская поликлиника № 8» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.Н. Осокина