НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 22.12.2020 № А08-10923/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 кассационной инстанции по проверке законности  и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

объявлена 22 декабря 2020 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Ермакова М.Н. 

судей Леоновой Л.В. 

 Лукашенковой Т.В. 

при ведении протокола судебного Земсковой О.Г.  заседания помощником судьи 

при участии в заседании:

от индивидуальногго предпринимателя Ткаченко Н.Н. - представитель, 

Мартыненко Ивана Дмитриевича дов. от 01.10.2019 б/н 

от ИФНС России по Октябрьскому р-ну Перминова Ф.В. - представитель,  г.Липецка дов. от 18.12.2020 № 03-19/14751  398050, г.Липецк, ул.Интернациональная, д.5 

ОГРН 1044800221487

 рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы  видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Белгородской  области и Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя Мартыненко Ивана Дмитриевича на 


решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2020 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  02.09.2020 по делу № А08-10923/2019, 

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель Мартыненко Иван Дмитриевич (далее  - Предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконными и  отмене постановления ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка  (далее - административный орган) от 10.10.2019 № 114867/19, которым он  привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с  назначением наказания в виде штрафа в размере 1500 руб. и представления об  устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения, от 10.10.2019 № 114867-1/19 (с учетом  уточнений в порядке ст.49 АПК РФ). 

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2020 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  02.09.2020 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить принятые по  делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального  права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в  деле доказательствам. 

Административный орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без  удовлетворения. 

В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной  инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых  арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая  правильность применения норм материального права и норм процессуального  права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и  исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях  относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон,  поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд  кассационной инстанции приходит к следующему. 

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций,  оспариваемое постановление принято административным органом на  основании протокола об административном правонарушении от 06.09.2019 

 № 114867/19, который был составлен по результатам проверки по вопросам  применения ККТ, соблюдения порядка ее применения, условий регистрации и  перерегистрации. 

В ходе проверки была проведена контрольная закупка - пополнен баланс  абонента "Мегафон" с использованием технического устройства (платежный  терминал) № 10140401, расположенного внутри здания, действующего в 


автоматическом режиме и принадлежащего Предпринимателю; в  подтверждение оплаты был выдан кассовый чек № 132 смена 238 от  29.07.2019, отпечатанный на контрольно-кассовой технике з/н  0352270005015883 с ФН № 8712000101020890. 

Административный орган пришел к выводу о том, что принадлежащая  Предпринимателю контрольно-кассовая техника по адресу проведения  проверки (г.Липецк, ул. Героя России Э.Белана, д.6, ТЦ "Европа") не  зарегистрирована, адрес регистрации ККТ не совпадает с адресом расчетов  (адрес установки платежного терминала), реквизиты, указанные в кассовом  чеке № 132 смена 238 от 29.07.2019 нечеткие и в некоторых местах  нечитаемые, ввиду того, что их печать произведена со смещением в левую  сторону, вследствие чего, невозможно определить, где в чеке указаны:  идентификационный номер налогоплательщика пользователя;  регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер  экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак сообщения,  место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях -  адрес здания и помещения с почтовым индексом (данный реквизит (почтовый  индекс) в чеке отсутствует)). 

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения  Предпринимателя к административной ответственности по ч.4 ст.14.5 КоАП  РФ за применение применение контрольно-кассовой техники с нарушением  установленных законодательством Российской Федерации о применении  контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой  техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее  применения. 

После принятия постановления о привлечении Предпринимателя к  административной ответственности административным органов в порядке  ст.29.13 КоАП РФ в адрес Предпринимателя было вынесено представление об  устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения. 

Считая вынесенные в отношении него постановление и представление  незаконными, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции,  руководствуясь положениями Федерального закона "О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных  расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" от  22.05.2003 № 54-ФЗ (далее - Закон № 54-ФЗ), Положения о Федеральной  налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.09.2004 № 506, Приказа ФНС России "Об утверждении форм  заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и  снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки  регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно- кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм  указанных документов и порядка направления и получения указанных  документов на бумажном носителе" от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, 


согласился с доводами административного органа о том, что  Предприниматель, являясь платежным агентом, осуществляющим  деятельность по приему платежей от физических лиц, и использующим при  осуществлении указанной деятельности контрольно-кассовую технику,  допустил нарушения порядка ее использования, поскольку  зарегистрированный за ним кассовый аппарат находился не в месте приема  платежей от физических лиц, а отпечатанные на кассовом чеке сведения не  соответствуют положениям ст.4.7 Закона № 54-ФЗ. 

Вывод суда первой инстанции о том, что Предприниматель при  осуществлении своей деятельности в г.Липецке не вправе был использовать  при денежных расчетах с населением ККТ, зарегистрированную в г.Белгороде,  обоснованно признан судом апелляционной инстанции ошибочным. 

Согласно положениям п.1 ст.4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая  техника должна иметь корпус и заводской номер, нанесенный на корпус. При  этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического  устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов  может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах  корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении  расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет" либо расчетов,  осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами) в  соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О  национальной платежной системе", а также в случаях, предусмотренных  пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, устройство для  печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне  корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического  устройства для расчетов. 

Из представленной в дело карточки регистрации за Предпринимателем  контрольно кассовой техники следует, что зарегистрированная за ним ККТ с  заводским номером 0352270005015883, адрес установки 308009, г.Белгород,  ул.Н.Островского, д.5, может применяться с несколькими автоматическими  устройствами для расчетов в автоматическом режиме, в том числе - с  платежным терминалом, установленным по адресу 398027, г.Липецк, ул.Героя  России Эдуарда Белана, д.6. 

Вместе с тем, положениями ст.4.7 Закона № 54-ФЗ, определяющими  обязательные требования к кассовому чеку, установлено, что кассовый чек в  качестве обязательных реквизитов должен содержать дата, время и место  (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес  здания и помещения с почтовым индексом) и идентификационный номер  налогоплательщика пользователя. 

Поскольку в кассовом чеке, полученным административным органом в  ходе проверки, отсутствовал почтовый индекс здания, в котором был  установлен платежный терминал, а в связи со смещением текста влево  отсутствовала возможность для визуальной идентификации ИНН  Предпринимателя, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что  данные нарушения требований ст.4.7 Закона № 54-ФЗ образуют состав 


правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.5 КоАП РФ, и правомерно  оставил в силе решение суда первой инстанции, отказавшей в удовлетворении  заявления Предпринимателя. 

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит,  что оценка доказательств произведена судами первой и апелляционной  инстанций с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные ими выводы  основаны на правильном применении норм материального права,  соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а  также разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенным постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» от 02.06.2004 № 10. 

Доводы кассационной жалобы Предпринимателя повторяют доводы,  заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и  апелляционной инстанций., при этом не содержат доводов, ставящих под  сомнение выводы судов о соответствии закону вынесенного в адрес  Предпринимателя представления об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения. Все эти  доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной  жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку  доказательств, что в силу положений ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в  компетенцию суда кассационной инстанции. 

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого  постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено. 

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10 июня 2020 года  и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может  быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную  коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном  ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий М.Н.Ермаков 

судьи Л.В.Леонова 

 Т.В.Лукашенкова