НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 22.09.2021 № А23-9829/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

22 сентября 2021 года

                 Дело № А23-9829/2020

г. Калуга

Судья Арбитражного суда Центрального округа Радюгина Е.А., рассмотрев единолично без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ростовский Табак» на мотивированное решение Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу № А23-9829/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Ростовский табак» (далее – ООО «РТ», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Калужской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о взыскании излишне взысканных таможенных платежей в размере 499 633 руб. 57 коп. по декларации на товары с регистрационным номером                                             № 10106010/151119/0014158.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «РТ» обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.11.2019 обществом на Калужский таможенный пост Калужской таможни подана декларация на товары (далее – ДТ), которой присвоен регистрационный номер 10106010/151119/0014158.

К таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» по вышеуказанной ДТ заявлен один товар: «моноацетатные сигаретные фильтры: фильтрпалочки 120мм (+/- 0.5мм), диаметр 7.85мм (+/- 0.03мм), количество: 8025600 шт.» код по ТН ВЭД ЕАЭС 5601221000, страна происхождения Республика Болгария, производитель: YURI GAGARIN PLC, вес нетто 7 415 кг.

Товар ввезен на территорию Евразийского экономического союза в рамках прямого внешнеторгового контракта от 03.06.2019 № 87, заключенного между компаниями «YURI GAGARIN PLC» (Болгария) и ООО «РТ» (Россия) на условиях поставки DAP Барково, Россия (Инкотермс 2010).

При декларировании товара декларантом представлены документы, подтверждающие заявленную обществом таможенную стоимость товара, которая определена в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В ходе таможенного контроля до выпуска товаров таможенным органом выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, установленные пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее – Положение), а именно: выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

При проведении проверки заявленных сведений о таможенной стоимости с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов ИСС «Малахит» в автоматическом режиме выявлены значительные отклонения заявленной таможенной стоимости от аналогичных средних значений по РТУ и ФТС России.

В целях проверки всех обстоятельств рассматриваемой сделки, таможней назначена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров, в рамках которой таможней в адрес ООО «РТ» в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС направлен запрос от 19.11.2019 о предоставлении документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

19.11.2019 в ответ на данный запрос таможенного органа общество указало на невозможность представить запрошенные таможней документы и выразило согласие на корректировку таможенной стоимости в соответствии с расчетом таможенного органа.

20.11.2019 таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ № 10106010/151119/0014158, таможенная стоимость товара скорректирована и определена в соответствии с положениями статьи 45 ТК ЕАЭС (шестой метод). Сумма дополнительно взысканных таможенных платежей составила 499 633 руб. 57 коп.

Общество, полагая, что решение является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, суды обеих инстанций признали требования общества не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, судами не учтено следующее.

В силу части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 «Договора о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) уплаченные (взысканные) ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств-членов.

Пунктом 2 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 № 66н, предусмотрено, что учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами осуществляется на отдельном счете органа Федерального казначейства, открытом Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства.

Согласно приказу Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 № 2694 «Об осуществлении Федеральной таможенной службой бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета» полномочия администратора по доходам федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности закреплены за Федеральной таможенной службой.

Возврат из бюджета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности осуществляется путем представления Федеральной таможенной службой Заявки на возврат в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Порядок исполнения судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Поскольку главой 24.1 БК РФ не определено иное, в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ, производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Таким образом, поскольку в настоящем случае обществом избран способ судебной защиты права путем предъявления к таможне требования о возврате уплаченных таможенных платежей, зачисляемых в соответствующий бюджет, указанные требования направлены на обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах разрешение дела в порядке упрощенного производства в нарушение части 4 статьи 227 АПК РФ привело к тому, что дело в суде первой инстанции рассмотрено без проведения судебного заседания и в отсутствие сторон, не извещенных надлежащим образом о времени и месте такого судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права и не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Поскольку судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, обжалуемые судебные акты на основании части 3 статьи 288.2 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции для нового рассмотрения по общим правилам искового производства.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор, распределив при этом судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу № А23-9829/2020 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение по общим правилам искового производства в Арбитражный суд Калужской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.А. Радюгина