НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 20.01.2011 № А54-52/10

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

20 января 2011 года

Дело №А54-52/2010 С14

г. Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Панченко С.Ю.

Судей

Егорова Е.И.

Ермакова М.Н.

При участии в заседании:

от МО – городской округ г. Рязань в лице Администрации г. Рязани

от ТСЖ «Луч-3»

Лисюшкиной Ю.А. - представителя (дов. от 11.01.2011 г. №06, пост.);

Евстифеев И.С. – представителя (дов. б/н от 30.12.2010 г., пост.);

от Управление ЖКХ администрации г. Рязани

от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области

не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;

не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев кассационную жалобу муниципального образования – городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. (судьи Рыжова Е.В., Дайнеко М.М., Сентюрина И.Г.) по делу №А54-52/2010 С14,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное образование – городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (далее – Администрация г. Рязани, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья «Луч-3» (далее – ТСЖ «Луч-3», Товарищество, ответчик) об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4310419 рублей, перечисленной платежными поручениями № 589 и 590 от 11.09.2009 г.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. (судья Бугаева Н.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация г. Рязани просит отменить постановление суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, учавствующих в деле, кассационная инстанция находит, что решение и постановление суда подлежат отмене, а дело – направлению на рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации Региональной адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. в перечень многоквартирных домов, в отношении которых была предоставлена финансовая поддержка, включен д. 34 кор.1 по ул. Новоселов г. Рязани.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (далее – Управление ЖКХ) в адрес ТСЖ «Луч-3» 25.06.2009 г. письмом № 02-07/362 направило уведомление №8, в котором сообщило о выделении средств Государственной корпорацией - «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и средств бюджета Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб.

Собственники помещений названного многоквартирного дома приняли решение, оформленное протоколом №16, об утверждении смет расходов по видам работ капитального ремонта и подрядных организаций.

По результатам голосования было принято решение о заключении договоров с ООО «Инженерный центр «Техлифт» на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности, изготовлению проекта реконструкции строительной части лифтов и экспертизы проекта на сумму 233422 руб., с ООО «РязаньЛифтИмпорт» на выполнение работ по замене двух лифтов на сумму 2295002 руб., с ООО «ДИАБАЗ» на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли на сумму 538817,13 руб., с ООО «Промышленные коммуникации» на выполнение работ по капитальному ремонту электросетей на сумму 950000 руб., с ООО Клуб альпинистов «Ирбис» на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов на сумму 375600 руб., с ЗАО «Ваши окна» на капитальный ремонт оконных блоков на сумму 168448,87 руб.

На основании протокола №16 общего собрания собственников помещений жилого дома №34 кор. 1 по ул. Новоселов г. Рязани ТСЖ «Луч-3» заключило 22.07.2009 г. с вышеперечисленными подрядными организациями договоры подряда.

В адрес Управления ЖКХ Товарищество 23.07.2009 г. направило документы согласно установленному органом местного самоуправления перечню.

Управление ЖКХ письмом от 31.07.2009 г. №02-07/551 предложило ТСЖ «Луч-3» представить сертификат соответствия на устанавливаемое лифтовое оборудование и паспорт завода-изготовителя, производить замену лифтового оборудования исключительно продукцией отечественного оборудования, изготовить проект в соответствии с типом и моделью устанавливаемого лифтового оборудования.

Письмом от 13.08.2009 г. №20/1/2-13/5278 Администрация г. Рязани сообщила ТСЖ «Луч-3», что ответчиком проигнорированы требования п. 8 ст. 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Постановления Правительства Рязанской области от 18.02.2009 г. №25.

Товарищество 20.08.2009 г. обратилось в Администрацию г. Рязани и Управление ЖКХ с письмом, в котором потребовало перечислить в суточный срок с момента его получения денежные средства, выделенные Государственной корпорацией - «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и бюджетом Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб. на счет ТСЖ «Луч-3».

Управление ЖКХ платежными поручениями от 11.09.2009 г. №№589, 590 перечислило 16.09.2009 г. на счет ТСЖ «Луч-3» 4310419 руб.

Согласно пункту 3.4 Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. срок ее реализации ограничен 2009 годом.

В связи с тем, что ТСЖ «Луч-3» не представило акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отчеты о проведении капитального ремонта в порядке ч. 9 ст. 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и п.п. 2.9, 2.11 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (утв. Постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. № 5473, далее - Порядок), 22.12.2009 г. Управление ЖКХ направило в адрес ТСЖ «Луч-32» письмо №02-07/1020 с требованием в соответствии с п. 3.4 Порядка в течение пяти дней со дня получения письма возвратить полученные субсидии.

Так как ТСЖ «Луч-3» не возвратило фактически поступившую сумму субсидий, то муниципальное образование – городской округ город Рязань в лице Администрации г. Рязани обратилось в суд с соответствующим иском.

Удовлетворяя исковые требования и руководствуясь ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановлением Правительства Рязанской области от 02.04.2008 г. №70, утвердившим Порядок формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 г. №61, утвердившим Адресную программу Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г., Постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. № 5473, утвердившим Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено перечисление на счет ТСЖ «Луч-3» субсидии в общей сумме 4310419 руб. и, поскольку данные денежные средства в положенный срок не были использованы по целевому назначению и не перечислены Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани по его требованию, то исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что Товарищество не имело возможности использовать по целевому назначению предоставленные субсидии в результате бездействия Управления ЖКХ, выразившегося в несогласовании с ТСЖ «Луч-3» документов, предъявляемых в банк для проведения списания денежных средств с его счета и, принимая во внимание социальную значимость использования предоставленных субсидий, принцип безвозвратности предоставленной субсидии, установленный ст. 78 БК РФ, и наличие заключенных договоров подряда на проведение ремонтных работ, отказал в иске.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

В соответствии с Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным протоколом №27 правления Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, за исключение случаев перераспределения их Фондом между видами работ и (или) направлении их на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались остатки бюджетных средств.

Однако вопрос о том, принимались ли Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства какие-либо решения по распоряжению субсидией, предоставленной Товариществу Фондом и бюджетом области в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб., в рамках реализации региональной адресной программы, судом не исследовался и Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства к участию в деле не привлекалась.

Не исследовался также вопрос о правомочности Администрации г. Рязани истребовать неизрасходованные суммы субсидий, предоставляемых Фондом.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация в соответствии с п. 12 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, уведомляла Фонд о наличии неизрасходованных средств и планируемом их использовании. Отсутствуют указания (решения правления) Фонда на перераспределение спорной суммы субсидии, что не позволяет сделать однозначный вывод о правомерности требований муниципального образования о возврате ТСЖ «Луч - 3» спорной суммы.

Учитывая изложенное, решение и постановление суда подлежат отмене как основанные на неполном исследовании всех фактических обстоятельств спора, а дело – направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции в ином составе суда.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения и, дав оценку доводам сторон, принять законный и обоснованный акт по существу спора.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 АПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу №А54-52/2010 С14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области в ином составе суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий

С.Ю. Панченко

Судьи

Е.И. Егоров

М.Н. Ермаков