НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 07.02.2024 № А36-10559/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

9 февраля 2024 года

г.Калуга

Дело № А36-10559/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 9 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,

судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" - не явились, извещены надлежаще,

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области - не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу № А36-10559/2022,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" (далее - общество, ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным (незаконным) акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - фонд, ТФОМС) от 05.09.2022 в части признания нецелевым расходованием средств в размере 131330 руб. на оплату аудиторских услуг и в размере 37710 руб. на оплату обучения сотрудников; признании недействительным (незаконным) требования фонда от 16.09.2022 N 1441/06 о возврате в бюджет фонда суммы нецелевого использования в размере 169040 руб. и штрафа в размере 16904 руб. ( с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; указывает на то, что при обязательности требования о проведения аудита, которое установлено положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", медицинская организация имеет право оплачивать аудиторские (обязательные) услуги за счет средств ОМС в составе "прочих расходов"; выводы фонда в части признания нецелевым расходованием средств ОМС, израсходованных на оплату обучения сотрудников, являются необоснованными, поскольку при обучении сотрудников медицинская организация преследовала цель повышения качества оказываемой медицинской помощи в системе ОМС, повышения грамотности медицинского персонала и ограждения медицинских работников от потенциального заражения на рабочем месте ВИЧ. Также, податель жалобы считает, что штраф должен быть уменьшен, как не отвечающий принципу соразмерности и справедливости. Находит неправомерной ссылку судов на Приказ от 16.04.2012 N 73, поскольку настоящий документ признан утратившим силу с 02.05.2021.

Фонд письменным отзывом оспорил доводы жалобы, настаивая на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, от фонда поступило ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, фондом осуществлена плановая комплексная проверка соблюдения Федерального закона РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" за период 01.10.2020 по 30.06.2022.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Программы государственных гарантий, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 24.12.2019 N537 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021и 2022 годов" и от 29.12.2020 N 735 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2021 N 622 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года", а также Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области на 2020 год, 2021 год и 2022 год ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" допустило нецелевое использование средств ОМС в части: 1) проведения аудита бухгалтерского учета (октябрь - декабрь 2020 год - 51410 рублей 45 копеек, 2021 год - 53880 рублей, январь - июнь 2022 год - 26040 рублей) на общую сумму 131 330 рублей; 2) участия сотрудников медицинской организации в семинарах по темам, которые не связаны с выполнением норм и требований оказания бесплатной медицинской помощи, установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования (2021 год - 19800 рублей, январь - июнь 2022 год 17910 рублей) на общую сумму 37 710 рублей.

05.09.2022 фондом был составлен акт проверки использования средств ОМС ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА", в котором Фонд обязал медицинскую организацию возвратить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 289 727 рублей 61 коп. (за 2020-2022 г.г.) и уплатить штраф в размере 28 972 рубля 76 коп., в том числе 131 330 рублей - расход медицинской организацией средств ОМС на проведение аудита бухгалтерского учета, 37 710 рублей - участие сотрудников медицинской организации в семинарах по темам, не связанным с выполнением норм и требований оказания бесплатной медицинской помощи, установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования.

Не согласившись с выводами фонда, общество 08.09.2022 направило возражения на акт проверки, которые оставлены без удовлетворения.

Впоследствии 16.09.2022 фондом в адрес медицинской организации было направлено требование "О восстановлении средств", в котором предлагалось в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования возвратить в бюджет денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 289727 рублей 61 коп., а также уплатить штраф в размере 28 972 рублей 76 коп. (включая оспариваемые суммы).

Полагая выводы фонда о нецелевом использовании средств ОМС на проведение аудита бухгалтерского учета медицинской организации и обучению сотрудников, изложенные в резолютивной части акта проверки от 05.09.2022, а также в части выдачи требования о восстановлении на расчетный счет ОМС средств, использованных не по целевому назначению, а также обязания уплатить штраф, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу что расходы по оплате аудиторских услуг не направлены на оказание медицинской помощи в сфере ОМС и не обеспечивают потребность медицинской организации в целом для реализации территориальной программы ОМС, следовательно, не подлежат оплате за счет средств ОМС, так как противоречит требованиям пункта 192 Правил N 108н. Признавая законными выводы фонда в части вывода о нецелевом использовании денежных средств ОМС на обучение сотрудников медицинской организации, суд мотивировал свой вывод тем, что темы указанных обучающих семинаров не связаны с реализацией Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи.

Суд округа не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных актов в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

ТФОМС Липецкой области в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Равным образом, статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (часть 3 статьи 306.4 БК РФ).

Принимая во внимание вышеприведенные нормы, а также учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, суды обоснованно заключили, что в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Как установлено судами и следует из материалов дела, при выборочной проверке первичных документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств на содержание головного офиса установлено расходование средств в размере 5 758 101 руб. 60 коп. в качестве оплаты услуг аудиторских компаний по проведению мероприятий (п.п. от 29.10.2020 N 16521 АО "КПМ" на сумму 1198101 руб. 60 коп., п.п. от 18.11.2020 N 17647 АО "Прайсвотерхаус Купере Аудит" на сумму 960000 руб., п.п. от 08.09.2021 N 14916 АО "Прайсвотерхаус Купере Аудит" на сумму 240000 руб., от 19.11.2021 N 19488 АО "Прайсвотерхаус Купере Аудит" на сумму 960000 руб., п.п. от 16.06.2021 N 9746 АО "Прайсвотерхаус Купере Аудит" на сумму 1200000 руб., п.п. от 20.05.2022 N 10336 АО "ПВК АУДИТ" на сумму 1200000 руб.).

Доля Липецкого медицинского центра за услуги аудита за весь проверяемый период составила 131330 руб.

В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 195 Правил N 108н).

Единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.

Структурой тарифа на оплату медицинской помощи (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, часть 1 пункт 186 Правил 108н) расходы на оплату аудиторских услуг не предусмотрены. Равным образом, программы обязательного медицинского страхования, действовавшие в проверяемый период (Постановления администрации Липецкой области от 29.12.2020 N 735 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов" и от 30.12.2021 N 622 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов), также не предусматривают расходов на мероприятия, связанные с оказанием аудиторских услуг.

В этой связи, учитывая, что расходы на оплату аудиторских услуг не направлены на оказание медицинской помощи в сфере ОМС и не обеспечивают потребность медицинской организации в целом для реализации территориальной программы ОМС, суды правомерно заключили, что они не подлежат оплате за счет средств ОМС.

Доводы ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" о том, что проведения аудита в рассматриваемом случае являлось обязательным был предметом рассмотрения судами и обоснованно отклонен, поскольку общество вправе провести аудит за счет собственных денежных средств, не относящихся к средствам ОМС; общество осуществляет медицинскую деятельность как в рамках системы ОМС, так и на платной основе, согласно сведениям из ЕГРЮЛ имеет право на осуществление иных видов деятельности, помимо медицинской деятельности, в том числе и фармацевтическую деятельность.

Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом также установлено, что сотрудники медицинской организации принимали участие в семинарах по темам, которые не связаны с выполнением норм и требований оказания бесплатной медицинской помощи, установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования и утвержденными постановлениями администрации Липецкой области от 29.12.2020 N 735 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов" и от 30.12.2021 N 622 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов" на общую сумму 37 710 руб.

Частью 1 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования: образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

При этом программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки являются дополнительными профессиональными программами, относящимися к дополнительным образовательным программам (пункт 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ).

Обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена пунктом 8 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ.

В связи с чем, медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, указанные расходы входят в структуру тарифа

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая содержание программ, по которым производилось обучение, суды обоснованно исходили из того, что дополнительное образование сотрудников по программам, не относящимся к деятельности ОМС, не может оплачиваться за счет средств ОМС, и в этом случае работодатель при направлении сотрудника на курсы повышения квалификации должен был оплатить обучение за счет других средств, имеющихся в распоряжении медицинской организации.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что оплата обучения на сумму 37710 руб. является нецелевым расходованием средств ОМС.

В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О указал, что установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.

По двум спорным эпизодам размер штрафа составил 16904 руб.

Ходатайство заявителя о снижения размера штрафа было предметом рассмотрения суда первой и отклонено. Оснований для иной оценки доказательств у суда округа в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу № А36-10559/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Бессонова

Судьи Н.В. Ключникова

Т.В. Лукашенкова