НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 06.07.2021 № А48-2135/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

13 июля 2021 года

г.Калуга

Дело №А48-2135/2020

Резолютивная часть объявлена 6 июля 2021 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 г.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,

судей Бессоновой Е.В., Ермакова М.Н.,

при участии представителей:

от индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича (ОГРНИП 312574008300030, ИНН 575206209042, г.Орел) – не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (ОГРН 1165749051368, ИНН 5753064330, ул. Пролетарская гора, д. 1, г.Орел, 302028) – не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745, ул. Пролетарская гора, д. 1, г.Орел, 302028) – не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу №А48-2135/2020,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Буренко Александр Николаевич (далее- истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (далее - ответчик, Управление) о взыскании убытков в сумме 1 445 150 руб. 64 коп. в виде недополученных доходов, возникших в связи с осуществлением пассажирских перевозок в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 льготных категорий граждан ("школьники, студенты и пенсионеры") с учетом уточнений.

Дело рассматривалось с участием третьего лица - Администрации города Орла.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, считая их незаконными, необоснованным, указывая, что суды неверно определили характер убытков, поскольку предметом исковых требований являлись недополученные доходы в связи с предоставлением права льготного проезда пассажирам категории «школьники, студенты, пенсионеры». Истец считает, что размер доходов, которые он мог получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы не предоставлял право бесплатного проезда пассажирам категории «студенты, школьники и пенсионеры», определен верно, путем умножения количества перевезенных пассажиров на утвержденный тариф в размер 16 рублей, соответственно, из получившейся суммы недополученного дохода была вычтена сумма предоставленных субсидий и средств, перечисленных АО «РИЦ».Такой порядок расчета, по мнению кассатора, соответствует пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей понятие упущенной выгоды, а выводы судов о неправильности такого расчета не основаны на нормах материального права.

Управление городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла в отзыве на кассационную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.

Из материалов дела следует, установлено судами, истец на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 000057 N 000010 и муниципального контракта от 27.04.2017 №41 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок г.Орла №47 "пер. Южный - Госуниверситет УНПК", в том числе лиц, включенных в федеральный и региональный регистры льготных категорий граждан, которым предоставлена льгота по провозной плате.

В целях обеспечения на территории Орловской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещении затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Орловской области принято постановление от 18.10.2010 №365 (в редакции от 04.03.2020) «О едином социальном проездном билете в Орловской области» (далее постановление №365).

Приложением №1 к постановлению №365 утвержден перечень категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Орловской области и социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; приложением №2 - Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на территории Орловской области, в соответствии с которым единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области. Единые социальные проездные билеты изготавливаются централизованно по заказу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по согласованию с Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 08.12.2016 N 17/0381-ГС "О льготах для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлены льготы в виде пониженного тарифа на месячные проездные билеты длительного пользования для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла следующим категориям граждан: пенсионеры, имеющие страховую пенсию по старости, зарегистрированные в городе Орел, не имеющие ежемесячной денежной выплаты из федерального или областного бюджетов; учащиеся очных отделений общеобразовательных и специальных учебных заведений, находящихся на территории города Орла, а также студенты очных отделений высших учебных заведений, находящихся на территории города Орла.

Стоимость льготного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай, троллейбус или автобус) составляет 300 рублей, не более 60 поездок сроком действия 30 календарных дней (в ред. Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 30.03.2017 N 21/0441-ГС).

23.05.2014 между Администрацией г. Орла и ИП Буренко А.Н. было заключено соглашение N 85 о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предметом которого является предоставление перевозчику субсидии с целью возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок помесячным проездным билетам школьникам, студентов и пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости, зарегистрированных в г. Орле не имеющих ежемесячной денежной выплаты из федерального или областного бюджетов за счет средств бюджета г. Орла в соответствии с Порядком.

Порядок предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла, утвержден постановлением администрации города Орла от 09.09.2015 №3993 "Об утверждении Положения о проездных билетах в городе Орле и Порядке предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок города Орла" (далее – Порядок №3993).

Согласно п. 1.3. данного Порядка субсидия предоставляется перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов (далее - недополученные доходы) в связи с осуществлением перевозок по льготным проездным билетам для студентов и школьников, а также пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости, зарегистрированных в городе Орле, не имеющих денежной выплаты из федерального или областного бюджетов.

Предоставление субсидии осуществляется на безвозмездной основе и возвратной основе за счет средств бюджета города Орла в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на основе соглашения о предоставлении субсидии предприятиям городского электротранспорта (трамвай, троллейбус), а также перевозчикам автотранспорта независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (пункты 1.4, 1.5 Порядка №3993).

За период с 01.12.2016 по 31.12.2017 сумма субсидии, перечисленной перевозчику ИП Буренко А.Н. с целью возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок по месячным проездным билетам льготной категории граждан, составила 973 778,06 руб.

01.08.2016 между ИП Буренко А.Н. (перевозчик) и АО "Региональный информационный центр Орловской области" (далее - АО "РИЦ Орловской области", оператор) заключен договор о взаимодействии оператора и перевозчиков при обслуживании в транспортной системе проездных билетов "Для организаций", по условиям которого оператор обязался по поручению перевозчиков за вознаграждение совершить от своего имени и за счет перевозчиков юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов "Для организаций", а полученные за пополнение/выдачу Электронных проездных билетов денежные средства распределить между перевозчиками пропорционально объему перевозок.

На основании указанного договора оператором ИП Буренко А.Н. перечислены денежные средства, являющиеся выручкой от реализации электронных проездных билетов за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, в общей сумме 2 164 752, 93 руб.

Таким образом, за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 истец получил от ответчика и АО "РИЦ Орловской области" денежные средства в общей сумме 3 138 530,99 руб.

Решением Орловского Совета народных депутатов от 3 февраля 2016г. N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" в период с 01.12.2016 по декабрь 2017 года был установлен регулируемый тариф на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла в размере 16 руб.

Исходя из данного тарифа и количества совершенных поездок на маршрутах перевозчика категориями пассажиров согласно ежемесячным отчетам АО "РИЦ Орловской области", общая сумма дохода, который мог бы получить истец за период с 01.12.2016 по 31.12.2017, по его мнению, составила 4 697 616 руб.

Посчитав, что в связи с осуществлением перевозок льготных категорий пассажиров по проездным билетам длительного пользования (школьники, студенты и пенсионеры) за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 ИП Буренко А.Н. недополучил доход в размере 1445150,64 руб., предприниматель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу о недоказанности истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, при этом положения нормативных актов и условия заключенных договоров не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено утвержденной Порядком №3993 формулой, применяемой в отношении всех перевозчиков.

Согласно п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Гражданский кодекс) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа; если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

В силу п. 2 и п.5 ст. 790 Гражданского кодекса плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами; в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Судами установлено, что право отдельных категорий граждан на льготный проезд предусмотрено нормативными актами муниципального образования г.Орел.

Порядком №3993 урегулированы условия, порядок предоставления из бюджета города Орла и возврата в бюджет города Орла субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Орла, а также определены категории Перевозчиков, имеющих право на получение субсидий.

Разделом 3 порядка №3993 определена учетная формула, по которой происходит расчет субсидии.

Данные в учетную форму вносятся на основании отчета Оператора, составленного в соответствии с Положением о проездных билетах в городе Орле.

В силу п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.

В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Судами установлено, что обязанность муниципального образования по возмещению истцу расходов возникла в связи с установлением на региональном уровне права на льготный проезд отдельным категориям граждан. Данная обязанность прекращается путем возмещения расходов в полном объеме.

Оценив представленные доказательства, проверив представленные истцом и ответчиком расчеты предъявленных убытков и полученной предпринимателем субсидии, принимая во внимание утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2016 №18/0382-ГС «О бюджете города Орла на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» лимиты бюджетных обязательств на 2017 год, суды установили, что муниципальное образование в полном объеме в соответствии с заключенным соглашением между истцом и администрацией города Орла №85 исполнило свои обязательства по возмещению недополученных доходов в связи с осуществлением перевозки льготной категории граждан.

Суды пришли к выводу, что доказательств того, что в установленном законом порядке утвержденный нормативным актом администрации г.Орла тариф на перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также согласованная сторонами в договорах формула являются экономически необоснованными, истцом в материалы дела не представлено; положения договоров истцом не оспорены, напротив договоры исполнялись истцом в полном объеме.

Осуществив перевозки по установленным тарифам, истец добровольно согласился на перечисление компенсации в согласованном размере, а не на иных условиях.

Суды обоснованно отметили, что муниципальный контракт и соглашение не предполагали субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, правом на корректировку своих расходов при установлении регулируемых тарифов в текущем периоде истец не воспользовался.

Статьей 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

К предмету доказывания по искам о взыскании убытков относятся доказывание обстоятельств, свидетельствующих о противоправности действий ответчика, наличия и размере убытков, причинной связи между ними, а также вины лица, причинившего вред.

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.

Доводы, заявленные предпринимателем в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку они были предметом правовой оценки судов обеих инстанций, мотивированно отклонены, а несогласие с судебной оценкой фактических обстоятельств дела, не является основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями ст.288 АПК РФ.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы лиц, участвующих в деле, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу №А48-2135/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Г.А. Стрегелева

Судьи

Е.В.Бессонова

М.Н.Ермаков