НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 04.06.2020 № А83-19369/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

город Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2020  Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2020  Арбитражный суд Центрального округа в составе: 

председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя ФИО1  (Республика Крым, ОГРНИП <***>, ИНН <***>): не  явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим  образом; 

от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда  Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (<...>, копр. Б, ОГРН <***>,  ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного заседания  извещены надлежащим образом; 

от Государственного учреждения - отделение Пенсионного Фонда Российской  Федерации по Республике Крым (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились, о  месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; 

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю  (<...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>): не явились, о месте и времени судебного  заседания извещены надлежащим образом; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в 

г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики  Крым от 26 августа 2019 года и постановление Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2019 года по делу 

 № А83-19369/2018,

У С Т А Н О В И Л :

 индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее  - предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд  Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о  признании незаконным отказа Государственного учреждения - Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики 


Крым (далее - УПФР в г. Симферополе, фонд) в перерасчете страховых  взносов за 2015 год, выраженного в письме от 01.10.2018 № 16878/08-05 и щ  возложении обязанности на фонд возвратить излишне уплаченные  предпринимателем суммы страховых взносов за 2015 год в размере 28 884 руб.  81 коп. 

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, по делу участвовали Инспекция Федеральной  налоговой службы по г. Симферополю, Государственное учреждение -  отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым. 

Арбитражный суд Республики Крым решением от 26 августа 2019 года,  оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от  3 декабря 2019 года, признал незаконными действия фонда, выразившиеся в  отказе, изложенном в письме за исх. № 16878/08-05 от 01.10.2018, произвести  перерасчет предпринимателю страховых взносов за 2015 год; обязал фонд  возвратить предпринимателю излишне уплаченные суммы страховых взносов  за 2015 год в размере 28 884 руб. 81 коп., распределил судебные расходы. 

В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся по делу судебные акты  отменить, как не соответствующие требованиям закона. 

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу просит оставить  оспариваемые судебные акты без изменения. 

 Участвующие в деле лица своих представителей в суд округа не  направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их  отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по  правилам статьи 286 АПК РФ. 

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы  письменного отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к  следующему. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, 28.09.2018  предприниматель обратился в фонд с заявлением о возврате сумм излишне  уплаченных страховых взносов за 2015 год на обязательное пенсионное  страхование в размере 28 884 руб. 81 коп. 

Фонд в письме от 01.10.2018 № 16878/08-05 уведомил предпринимателя  об отказе в удовлетворении вышеуказанного заявления, что послужило  основанием для предъявления предпринимателем рассматриваемого  заявления. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым  согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт уплаты  предпринимателем за 2015 год сумм страховых взносов доказан; страховые  взносы за 2015 год предпринимателем были уплачены в большем размере, в  связи с тем, что величина дохода предпринимателя для целей определения  подлежащих уплате страховых взносов не была уменьшена на величину  произведенных им и документально подтвержденных расходов. 

Суд округа полагает, что судебные акты не подлежат отмене, исходя из  следующего. 


Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировался Федеральным законом от  24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон   № 212-ФЗ). 

Частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что  индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в  Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере,  определяемом в соответствии с частью 1.1 данной статьи. 

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию исчислялся в следующем порядке,  если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода  плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000  рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение  минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на  начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и  тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,  установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона,  увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика  страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. 

Частью 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусматривалось, что в целях  применения положений части 1.1 данной статьи доход учитывается  следующим образом: для плательщиков страховых взносов, применяющих  упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15  Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3); для плательщиков  страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в  соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской  Федерации; для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного  режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются  (пункт 6). 

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от  30.11.2016 № 27-П признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8  статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской  Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере  дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным  предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не  производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не  противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему  конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового  регулирования они предполагают, что для данной цели доход  индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы  физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения  физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически  произведенных им и документально подтвержденных расходов, 


непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с  установленными Налоговым Кодексом Российской Федерации правилами  учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы  физических лиц. 

Верховный Суд Российской Федерации в отношении правового  регулирования, действовавшего до 01.01.2017, разъяснил, что изложенная  Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от  30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и при расчете  фиксированных страховых взносов плательщиками, применяющими  упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы,  уменьшенные на величину расходов, поскольку принцип определения объекта  налогообложения в рассматриваемом случае аналогичен принципу  определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы  физических лиц (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 12.07.2017). 

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 в 2015 году применял  упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения -  доходы, уменьшенные на величину расходов, а также патентную систему  налогообложения. 

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с  применением УСН, доходы предпринимателя за 2015 год составили 2 888 481  руб., расходы - 2 888 481 руб., а потенциально возможный доход от патентной  системы налогообложения по патенту от 20.01.2015 № 9102150002573  составил за 11 месяцев 2015 года 806 666 руб., по патенту от 21.01.2015 

 № 9102150002735 составил за 11 месяцев 2015 года 667 333 руб.

Судами установлено, что фактически предприниматель уплатил  страховые взносы за 2015 год в сумме 41 964 руб. 81 коп., в связи с чем сумма  переплаты по страховым взносам за 2015 год составила 30224 руб.81 руб. При  этом часть переплаты за 2015 год в размере 1340 руб. была возвращена  фондом. Таким образом, сумма переплаты за 2015 год составила 28 884руб. 81  коп. 

Правильность определения этой суммы доказательно фондом не  опровергнута. 

Приводимые фондом в кассационной жалобе доводы о неприменимости в  настоящем деле разъяснений, данных Конституционным Судом Российской  Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, не могут быть признаны  состоятельными. 

Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном  постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в  том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит  распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения  этого постановления (поскольку этим постановлением не изменяются  действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их  взаимосвязи). 


Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые бы  могли повлечь за собой отмену оспариваемых судебных актов. 

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

 П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2019 года и  постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 

от 3 декабря 2019 года по делу № А83-19369/2018 оставить без изменения, а  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Е.В. Власов 

Судьи С.И. Смолко

 Г.А. Стрегелева