НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 02.10.2008 № А54-1031/08

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

02 октября 2008г.

Дело №А54-1031/2008 С4

г.Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Стрегелевой Г.А.

Судей

Радюгиной Е.А.

Чаусовой Е.Н.

При участии в заседании:

от заявителя

не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от налогового органа

не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу ООО «ТяжСпецМаш» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.04.08 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.08 (судьи Игнашина Г.Д., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу №А54-1031/2008 С4,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТяжСпецМаш»» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения межрайонной инспекции ФНС России №2 по Рязанской области от 13.07.2007 N 456/10-05/3151дсп (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.04.08 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.07.08 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, Общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2007г., в которой к возмещению заявлено 685706руб., и документы в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

По результатам камеральной проверки декларации и документов, инспекцией принято решение от 13.07.2007 № 456/10-05/3151дсп, которым подтверждена обоснованность применения Обществом ставки 0 процентов по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 4071000 руб. (пункт 1), возмещен НДС в сумме 665753 руб. (пункт 2), отказано в возмещении НДс в сумме 19953 руб. (пункт 3).

Основанием для отказа в возмещении Обществу НДС послужил вывод налогового органа о том, что оказанные налогоплательщику обществом "Желдорсервис" услуги по транспортировке экспортируемых товаров подлежат обложению НДС по ставке 0%, поскольку непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, вывезенных на экспорт. Указание в счете-фактуре №1339/1 от 14.12.2006г., выставленном ООО «Желдорсервис», ставки НДС в размере 18% произведено в нарушение положений пп.2 и 9 п.1 ст. 164 НК РФ.

Не согласившись с решением налогового органа от 13.07.2007 в части отказа в возмещении НДС в сумме 19953 руб., Общество оспорило ненормативный правовой акт в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований Общества, пришли к правильному выводу, что у заявителя отсутствовали правовые основания для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного по счету-фактуре №1339/1 от 14.12.2006 за оказание услуг, связанных с экспортом товара.

Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение применения ставки 0% и возмещения НДС Обществом в инспекцию представлены договор №02-1/4 от 30.11.2006г., в соответствии с которым продавец (Общество) обязуется поставить покупателю (ПРУТП "Усяж" - Беларусь) пресс торфобрикетный марки Б9032 стоимостью 4071000 руб. Согласно п.2.2 названного договора транспортные расходы, осуществляемые Продавцом, включены в стоимость поставляемого оборудования. Доставка осуществляется железнодорожным, автомобильным транспортом, по согласованию сторон, за счет Продавца (п. 6.1 договора).

В соответствии с договором транспортно-экспедиторских услуг № 261 от 10.01.2006, заключенного Обществом с ООО "Желдорсервис", последний выполняет как от своего имени, так и от имени Клиента, по поручению и за его счет все необходимые действия, связанные с перевозками грузов Клиента.

В подтверждение оказанных заявителю услуг по транспортировке товара покупателю (ПРУТП «Усяж») общество в инспекцию и в материалы дела представило акт от 14.12.2006 №1339/1 об оказании транспортно-экспедиторских услуг на сумму 130800руб., в том числе НДС 19952,54руб.; счет-фактуру ООО "Желдорсервис" от 14.12.2006г. №1339/1, платежные поручения №259 от 12.12.2006г., №42 от 15.02.2007г. об оплате оказанных услуг, в том числе НДС в сумме 19952,54руб.

При перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой, которое является неотъемлемой частью соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".

Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащем положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Согласно статье 5 вышеуказанного Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон.

Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса о порядке обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке экспортируемых грузов предусматривает обложение таких операций налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемых грузов перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг должен предъявить к оплате экспортеру соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).

При этом налогоплательщик не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по перевозке груза, экспортируемого обществом, ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.

Вывод судов о неправомерности применения перевозчиком и предъявления к оплате экспортеру налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Кодекса соответствует принципу равенства налогообложения, так как не допускает возможность различного применения, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса к плательщикам налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.

Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.

С учетом указанного применение ООО "Желдорсервис» по операциям по реализации услуг по перевозке (организации перевозки) груза, экспортируемого обществом, ставки 18 процентов и уплата обществом сумм НДС, исчисленного на основании указанной ставки, не соответствуют налоговому законодательству.

Доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании кассатором норм материального права.

Ссылку в жалобе на Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг ( 23 марта 2007 г.) кассационная инстанция не принимает во внимание, так как согласно статье 7 указанного документа настоящий Протокол вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу, и применяется в отношении работ, услуг, выполненных, оказанных после вступления настоящего Протокола в силу. Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 1 апреля 2008 г. N 34-ФЗ и протокол вступил в силу 1 мая 2008 г.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правильными, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.04.08 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.08 по делу №А54-1031/2008 С4 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий

Г.А.Стрегелева

  Судьи

Е.А.Радюгина

Е.Н.Чаусова