НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Центрального округа от 01.12.2008 № А68-4249/08-399/8

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

1 декабря 2008г.

Дело №А68-4249/08-399/8 (АП)

г.Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Ключниковой Н.В.

Судей

Степиной Л.В.

Шелудяева В.Н.

При участии в заседании:

от заявителя

- Антоновой Ю.Т. – представителя (дов. от 11.02.08 №08/08, пост.);

от Собрания представителей муниципального образования Узловский район

от третьих лиц:

Администрации мунициального образования Узловский район

Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Узловский район

- Моисеевой Л.А. – консультанта (дов. от 26.08.08 №204, пост.);

- Корнеевой Н.С. – начальника сектора правовой работы

(дов. от 31.10.08 б/н, пост.),

- Мориной О.Г. – ведущего спец. (дов. от 28.08.08 б/н, пост.);

рассмотрев кассационные жалобы Собрания представителей муниципального образования Узловский район Тульской области и Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.08 (судьи Рыжикова Н.А., Андреева Е.В., Драчен А.В.) по делу №А68-4249/08-399/8 (АП),

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратура Тульской области (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим п.4.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Узловский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 28.12.05 №5-33.

Решением суда от 17.09.08 признан недействующим п.4.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Узловский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район (далее – Собрание) от 28.12.05 №5-33, как несоответствующий Бюджетному кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования Узловский район (далее – Устав).

В кассационных жалобах Собрание и Администрация муниципального образования Узловский район Тульской области (далее – Администрация) просят отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, указанные в кассационных жалобах, заслушав объяснения представителей Прокуратуры, Собрания, Администрации, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Узловский район, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 28.12.05 Собранием было принято решение №5-33, которым утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования Узловский район (далее - Положение).

Согласно п.4.1 Положения имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Узловский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Полагая, что названный пункт Положения противоречит требованиям Налогового кодекса РФ, п.10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.06 №25н, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Установив, что оспаривается пункт Положения, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 28.12.05 №5-33, являющегося нормативным правовым актом, суд правомерно удовлетворил заявленное требование, исходя из следующего.

Пунктом 1 ст.29, ч.1 ст.192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд Тульской области, учитывая положения статей 7, 15, 17, 34, п.1 ст.49, ст.51, подп.5 п.10 ст.35, п.6 ст.50 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), ст.20, подп.5 п.1 ст.23, ст.45 Устава, обоснованно пришел к выводу о том, порядок возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества не относится к вопросам местного значения муниципального района и не находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, у Собрания отсутствовали полномочия на утверждение решением от 28.12.05 №5-33 Положения, которым в силу пунктов п.п.1.1, 1.2 определяются общие цели, задачи, порядок формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования Узловский район, которая представляет собой совокупность средств местного бюджета и иного муниципального имущества, в том числе движимые и недвижимые вещи, а также имущественные права, находящиеся в собственности муниципального образования Узловский район, не закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований ст.47 Закона №131-ФЗ, п.6 ст.36 Устава оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован для всеобщего сведения в течение 10 дней с момента подписания, в связи с чем не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Оспариваемым в части Положением регулируются вопросы формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования Узловский район, и, поскольку оно применяется органами местного самоуправления при распоряжении муниципальным имуществом МО Узловский район, то нарушает права и законные интересы организаций, непосредственно являющихся участниками правоотношений по распоряжению муниципальным имуществом.

В силу требований ст.215 Гражданского кодекса РФ средства местного бюджета являются составной частью муниципальной казны.

В соответствии с п.4.1 Положения имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Узловский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Анализируя требования ч.1 ст.1, ст.7, ст.9 Бюджетного кодекса РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению (либо изменению) порядка учета бюджетных средств.

В силу ст.373, п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество являются российские организации в отношении находящихся на их балансе объектов основных средств.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях определен в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.06 №25н (далее – Инструкция), согласно которой бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

В соответствии с п.10 Инструкции счет 010100000 «Основные средства» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Таким образом, имущество казны муниципальных образований подлежит учету в качестве основных средств, то есть отражению на балансе и является объектом налогообложения.

Поскольку в силу статей 125, 215 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.51 Закона №131-ФЗ, п.2 ст.41 Закона №131-ФЗ, ст.20, 28 Устава, органы местного самоуправления муниципального образования Узловский район наделены правами юридического лица, образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации, то в силу ст.19, ч.2 ст.11 Налогового кодекса РФ могут признаваться налогоплательщиками в смысле, придаваемом ст.373 Налогового кодекса РФ.

При указанных обстоятельствах пункт 4.1 Положения о муниципальной казне МО Узловский район, которым предусмотрено, что имущество казны не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, противоречит требованиям действующего законодательства.

Таким образом, судом правомерно признан недействующим п.4.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Узловский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 28.12.05 №5-33.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.08 по делу №А68-4249/08-399/8 (АП) оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий Н.В. Ключникова

Судьи Л.В. Степина

В.Н. Шелудяев