НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Свердловской области от 25.07.2011 № А60-41127/10

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4408/11

Екатеринбург

01 августа 2011 г.

Дело А60-41127/2010-С9

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалобу Министерства социальной защиты населения Свердловской области (ИНН 6661081169,   ОГРН  1026605777164; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу № А60-41127/2010-С9 и постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 20.04.2011 по  тому же  делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

министерства – Бакунина Р.Р. (доверенность от 25.05.2011 № 02-111);

Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН: 6658065103, ОГРН: 1036602648928; далее – управление, антимонопольный орган) – Беликов Е.М. (доверенность от 07.06.2011 б/н).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным п. 2 решения управления от 24.08.2010 по делу № 31 и предписания от 24.08.2010 № 31.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество  «Екатеринбургский муниципальный банк» (далее – Муниципальный банк), Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации -Уральского банка (далее - Сбербанк), Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району  г. Екатеринбурга (далее – управление соцзащиты (ИНН: 6608005109; 6664034329, ОГРН: 1026600000074; 1026605777154).

Решением суда  от 28.01.2011 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявления министерства отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 (судьи Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение  суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о том, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа являются законными. По мнению министерства в бланках заявлений на осуществление социальных выплат и на выплату ежемесячного пособия родителю (лицу его заменяющему), воспитывающему ребенка инвалида (приложения № 1, 2 а Административному регламенту территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат, утвержденному приказом министерства от 14.12.2009 № 661 (далее – Административный регламент) Сбербанк и федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») указаны в качестве организаций, на счет которых могут быть перечислены пособия только для примера. Министерство полагает, что такое указание не является нарушением требований, установленных п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Как следует из материалов дела, на основании поступившей от Муниципального банка жалобы, антимонопольным органом проведена проверка соблюдения министерством требований антимонопольного законодательства.

В ходе проверки управлением установлен факт нарушения министерством требований, установленных ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившего в   препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания финансовых услуг и предоставлении Сбербанку  преимуществ, путем рекомендации Сбербанка для открытия счета на получение гражданами пособий и компенсаций без комиссии за снятие денежных средств.

По результатам проверки управлением вынесено решение от 24.08.2010 по делу № 31, которым признан факт нарушения министерством п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в утверждении Административного регламента, а именно: приложений № 1, 2 (образец заявления гражданина), где указаны в качестве организаций, на счёт которых могут быть перечислены пособия компенсаций только Сбербанк и почтовое отделение ФГУП «Почта России», без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий.

На основании названного решения антимонопольным органом министерству выдано предписание от 24.08.2010 по делу № 31 об устранении допущенных нарушений, в соответствии с которым министерству предписано прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем приведения Приказа министра социальной защиты населения Свердловской области от 14.12.2009 № 661 об утверждении Административного регламента, а именно бланков заявлений, которые являются приложениями к нему, в соответствие с антимонопольным законодательством.

Полагая, что п. 2 решения антимонопольного органа и предписание не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности вынесенных антимонопольным органом ненормативных актов.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Статьей  15 Закона о защите конкуренции установлен  запрет органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с подп.1 п. 7 гл. 3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области в области решения комплексных вопросов социальной защиты населения, министерство разрабатывает с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области предложения по основным направлениям и приоритетам по государственной социальной политике в сфере предоставления мер социальной поддержки социально незащищённым категориям граждан на основе анализа социально – экономического развития Свердловской области.

Согласно ст. 1 Положения «О территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга», утвержденному постановлением Правительства Свердловской области                      от 03.07.2008 № 681-ПП управление соцзащиты является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения на территории Чкаловского района города Екатеринбурга.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной продукции). Социальным пособием, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» является безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Министерством социальной защиты населения Свердловской области заключены следующие договоры:

со Сбербанком (от 07.09.2009 № 16005047, № 16005048, № 16005049,              от 15.12.2009 № 16005050) о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми в электронном виде;

с ФГУП «Почта России» (от 27.02.2004 № 53) на оказание услуг по доставке и пересылке социальных пособий и компенсаций на территории Свердловской области;

договор от 01.01.2010 № 2 с доставочной организацией «Надежда» на оказание услуг по доставке и выплате социальных пособий и компенсаций жителям микрорайона Химмаш, п. Рудный, часть Уктуса.

Полномочия на заключение договоров установлены подп. 21 п. 12 гл. 3, подп. 5 п. 16 гл. 5 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга.

Управление соцзащиты ежемесячно производит выплату социальных пособий и компенсаций 46 806 гражданам по их заявлению, через: предприятие связи (ФГУП «Почта России») - 12 632 гражданам; доставочную организацию (общество с ограниченной ответственностью  «Надежда») - 9 824 гражданам; кредитные организации - 24 328 гражданам через Сбербанк, 2 через открытое акционерное общество  «Уралтрансбанк», 1 через открытое акционерное общество «СКБ-Банк», 17 через Муниципальный банк.

Пунктом 4.1.1 договоров, заключённых со Сбербанком (от 07.09.2009 № 16005047, № 16005048, № 16005049, от 15.12.2009 № 16005050), установлено, что услуги Сбербанка по зачислению денежных средств на счета по вкладам на счета банковских карт согласно Реестрам оплачиваются министерством (либо его территориальным органом) в размере 1,35 % от общей суммы, подлежащих зачислению денежных средств, в части зачисления денежных средств на счета получателей пособий в соответствии с Приложением № 8.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что приказом            от 14.12.2009 № 661  утвержден  Административный регламент и приложения к нему: Приложения № 1 и № 2: бланк заявления на осуществление социальных выплат и бланк заявления на выплату ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида.

В бланках заявлений указаны в качестве организации, на счета которых могут быть перечислены пособия компенсации, Сбербанк и ФГУП «Почта России» без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий.

При этом законодательством Российской Федерации обязанность получателей социальных выплат и пособий получать данные выплаты только в отделениях Сбербанка или в отделениях ФГУП «Почта России» не установлена. 

Из материалов дела также следует, что управлением соцзащиты направлены уведомления 15 получателям пособий и компенсаций в Муниципальном банке с информацией о том, что в отделениях Сбербанка комиссия за снятие денежных средств не взимается, и предложено рассмотреть возможность открытия счета в любом отделении Сбербанка.

На основании названных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что министерство ограничило получателям социальных пособий выбор хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность на рынке осуществления банковских операций.

Таким образом, суды обоснованно признали правильным содержащийся в решении антимонопольного органа от 24.08.2010 вывод о том, что действия министерства, выразившиеся в утверждении Административного регламента, а именно: приложений № 1, 2 (образец заявления гражданина), где указаны в качестве организаций, на счёт которых могут быть перечислены пособия компенсаций только Сбербанк и ФГУП «Почта России», без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий, является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу                № А60-41127/2010-С9 и постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 20.04.2011 по  тому же  делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

                                                                                              И.В. Лимонов