НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 31.08.2015 № А21-4354/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 августа 2015 года

Дело №

А21-4354/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Ковалева С.Н., Колесниковой С.Г.,

рассмотрев 27.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2015 (судья Маркова Л.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Тойвонен И.Ю., Копылова Л.С., Медведева И.Г.) по делу № А21-4354/2014,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Янтарьэнергосбыт», место нахождения:  Калининградская обл., Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422  (далее – ОАО «Янтарьэнергосбыт»), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области, место нахождения: Калининград, ул. Мусоргского,         д. 10а (далее – Инспекция № 1), по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи от 23.04.2014 № 2143926184818 о ликвидации муниципального унитарного предприятия по ремонту, содержанию и управлению общим имуществом «РСУ № 6» (далее – МУП «РСУ № 6»), а самой записи - недействительной.

Определением от 10.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Дорошкевич Анна Михайловна и Администрация Московского района городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация Московского района).

Определением от 14.01.2015 суд заменил Администрацию Московского района на Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград», место нахождения: Калининград, пл. Победы, д. 1 (далее – Комитет), в порядке процессуального правопреемства.

Решением от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2015, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления.

Податель жалобы ссылается на то, что МУП «РСУ № 6» представило в регистрирующий орган все документы, который указаны в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации); на момент регистрации прекращения деятельности предприятия у Инспекции не имелось сведений нарушения прав и законных интересов кредиторов, допущенных в ходе ликвидации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, глава администрации городского округа «Город Калининград» принял постановление от 29.06.2009 № 1078 о ликвидации МУП «РСУ № 6».

 На должность ликвидатора предприятия назначена Дорошкевич А.М., о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 02.11.2009 № 2093925921472.

Сообщение о предстоящей ликвидации МУП «РСУ № 6»опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 29.01.2014 № 4 (464).

В регистрирующий орган 16.04.2014 представлено заявление о ликвидации предприятия по форме № Р16001, протокол от 10.04.2014 об утверждении окончательного ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, согласно которому у МУП «РСУ № 6» отсутствуют имущество и обязательства перед кредиторами.

Инспекцией № 1 принято решение от 23.04.2014 № 6983А о государственной регистрации прекращения деятельности предприятия в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 23.04.2014 № 2143926184807.

В обоснование заявления по настоящему делу ОАО «Янтарьэнергосбыт» ссылается на следующие обстоятельства.

Решением от 31.10.2013 по делу № А21-8065/2013 Арбитражный суд Калининградской области взыскал с МУП «РСУ № 6» в пользу ОАО «Янтарьэнергосбыт» 1 277 883 руб. 65 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 16.01.1998 № 853 за июль и сентябрь 2007 года, а также за период с февраля по апрель 2009 года. Указанный договор первоначально заключен МУП «РСУ № 6» и открытым акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – ОАО «Янтарьэнерго»). По договору цессии от 22.03.2013 № 153 ОАО «Янтарьэнерго» уступило право требования на сумму 1 277 833 руб. 65 коп. ОАО «Янтарьэнергосбыт».

Как указало ОАО «Янтарьэнергосбыт», при ликвидации МУП «РСУ № 6» нарушены его права как кредитора, поскольку он не был уведомлен о предстоящей ликвидации, а сведения о задолженности перед заявителем не отражены в ликвидационном балансе. Следовательно, ликвидация произведена с нарушением закона.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.09.2014 (далее – ГК РФ), учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/2011, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об обоснованности заявления ОАО «Янтарьэнергосбыт», поскольку ликвидация МУП «РСУ № 6» произведена с нарушением статьи 63 ГК РФ. Ликвидационная комиссия не приняла мер по выявлению кредиторов предприятия, не уведомила ОАО «Янтарьэнергосбыт» о предстоящей ликвидации и не отразила задолженность, взысканную решением суда от 31.10.2013 по делу № А21-8065/2013, в ликвидационном балансе.

При этом как само предприятие, так и его ликвидационная комиссия не могли не знать о наличии указанной задолженности, поскольку она возникла в июле и сентябре 2007 года, а также за период с февраля по апрель 2009 года.

Суды также правомерно учли то, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду направила в регистрирующий орган (Инспекцию № 1) письмо, в котором сообщило о зарегистрированном за МУП «РСУ № 6» в ЭОД «Местный уровень» нежилом помещении площадью   147,2 кв. м, расположенном по адресу: Калининград, ул. Дзержинского, д. 71А,       а также о задолженности перед бюджетом в сумме 1 000 руб.

Таким образом, поскольку ликвидационный баланс МУП «РСУ № 6» содержал недостоверные сведения, в регистрирующий орган не были представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности предприятия, указанные в статье 21 Закона о государственной регистрации, в связи с чем суды верно признали государственную регистрацию совершенной с нарушением закона.

Обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями  286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу № А21-4354/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» - без удовлетворения.

Председательствующий  

И.М. Тарасюк

Судьи

С.Н. Ковалев

С.Г. Колесникова