АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2022 года
Дело №
А56-77444/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 (доверенность от 01.12.2021), от федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 (доверенность от 05.10.2021),
рассмотрев 26.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А56-77444/2021,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 21, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и исключения из акта выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - Управление), от 29.03.2021 № 229/ЗВО/2021/14дсп выводов о нарушениях законодательства при осуществлении Учреждением финансово-хозяйственной деятельности, причинении и необходимости возмещения материального ущерба, а именно:
- о несоответствии между данными, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (далее - план ФХД) и в бухгалтерской отчетности в части расходов по фонду оплаты труда и затрат на командировки работников; о фактическом расходе на оплату труда гражданскому персоналу Учреждения в четыре раза превышающем расчет-обоснование фонда оплаты труда в составе бюджетной субсидии за счет средств на оплату труда работников филиалов;
- о несоответствии плана ФХД Учреждения на 2019 год в части начислений на выплаты на оплату труда к фактическим кассовым показателям 2019 года и занижении данных о фактическом расходе Учреждения на 895 271,15 руб.;
- об использовании средств бюджетной субсидии на сумму 271 371 руб. в целях, не соответствующих условиям их предоставления, указанным в Соглашении о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение государственного задания в 2017 году от 16.02.2017 № 187-03-001, а именно: за счет субсидии на выполнение государственного задания в 2017 году произведены расходы, предусмотренные субсидией на иные цели;
- о непроизводительном использовании бюджетных средств за период с 2017 по 2020 годы на общую сумму 6 856 603,13 руб. вследствие оплаты пени и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, невыполнение договорных обязательств;
- о производстве работникам Учреждения неположенных выплат заработной платы (стимулирующих надбавок за сложность, напряженность и особый характер работы, за эффективную и качественную работу, ежемесячных премий) на общую сумму 6 616 315,59 руб. за счет средств бюджетной субсидии и средств от приносящей доход деятельности, а также имевшим на момент выплаты дисциплинарные взыскания;
- о неправомерном использовании денежных средств на оплату коммунальных услуг по договору аренды федерального недвижимого имущества от 31.08.2016 № 38/216-ЦП с обществом с ограниченной ответственностью «ДВС Групп» без возмещения данных расходов, что привело к материальному ущербу в размере 2 830 255,15 руб.;
- о неправомерном характере неполучения Учреждением денежных средств на сумму 489 275,62 руб. в результате неисполнения контрагентами условий договоров купли-продажи лесных насаждений по оплате приобретенного товара в установленные сроки;
- о возмещении незаконно оплаченных работникам командировочных расходов (суточные) в результате неправомерной выплаты суточных в размере, превышающем 300 руб. в сутки, - на сумму 161 600 руб.; возмещения расходов на проезд в 2018 - 2020 годах самолетом исходя из фактических расходов на оплату билетов салона повышенной комфортности на 556 949 руб.; на проезд в 2019 - 2020 годах городским транспортом в командировке - 1 125 руб.
Решением суда от 13.01.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неправильно установлена дата окончания срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании акта проверки Управления; поскольку о размере заявленного Управлением ущерба Учреждению стало известно после 28.05.2021, срок обжалования указанного акта истекал 28.08.2021 и Учреждением не пропущен; при этом сам акт проверки не соответствует требованиям Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля и аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 17.02.2017 № 100дсп. Также Учреждение не согласно с выводами судов о нарушении порядка расходования бюджетных средств - субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и средств от приносящей доход деятельности, поскольку суды пришли к ошибочному выводу о том, что Учреждение является участником бюджетного процесса и исполнителем норм бюджетного законодательства и использования бюджетных средств, тогда как средства субсидии не являются средствами бюджета, отношения по расходованию средств субсидии не являются бюджетными отношениями, автономные и бюджетные учреждения (пользователи средств субсидии) не являются участниками бюджетного процесса.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании пункта 64 плана ведомственного финансового контроля на 2021 год, утвержденного первым заместителем Министра обороны Российской Федерации ФИО3, в соответствии с приказом начальника Управления по Западному военному округу от 18.01.2021 № 9 с изменениями, внесенными приказом от 01.02.2021 № 22, контрольная группа Управления провела выездную проверку отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2017 по 31.12.2020, по результатам которой составила акт от 29.03.2021 № 229/ЗВО/2021/14дсп.
Согласно выводам, содержащимся в названном акте, проверкой выявлено, в том числе использование средств субсидии в целях, не соответствующих условиям их предоставления, непроизводительное использование бюджетных средств за период с 2017 года по 2020 год, использование денежных средств за период 2016 - 2017 годы на оплату коммунальных услуг без возмещения расходов, неположенные выплаты заработной платы гражданскому персоналу, неправомерное возмещение командировочных расходов, действия (бездействие), повлекшие неполучение Учреждением в 2017 - 2018 годы средств в результате нарушения контрагентами условий договоров, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности, занижение данных о фактическом расходе Учреждения ввиду не приведения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2019 год к фактическим кассовым показателям в части расхода по фонду оплаты труда и начислений на оплату труда и другие, в связи с чем Учреждению предложено разработать и представить план мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, назначить и провести административные расследования с целью установления причин и лиц, виновных в причинении ущерба, принять исчерпывающие меры по погашению ущерба, выявленной этой проверкой, а также по возврату субсидии в размере 420 193,57 руб. в федеральный бюджет.
07.04.2021 Учреждением представлены возражения на указанный акт проверки, которые рассмотрены в установленном порядке и частично удовлетворены.
По результатам рассмотрения возражений составлен протокол от 28.05.2021 № 5/2021.
Не согласившись с отдельными выводами, изложенными в акте проверки, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Учреждением пропущен срок для оспаривания акта Управления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, при этом спорный документ является законным, не нарушает прав и законных интересов Учреждения, поскольку не устанавливает его вины в каких-либо правонарушениях и не возлагает излишних и необоснованных обязанностей, выводы об объективности оспоренных положений акта сомнений не вызывают, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 № 100дсп утвержден Регламент организации и осуществления ведомственного финансового контроля и аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Регламент).
В целях укрепления финансовой дисциплины, определения единых подходов к квалификации нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2015 № 590 утвержден Классификатор основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля (далее - Классификатор основных нарушений).
Пунктом 4 Регламента предусмотрено, что ведомственный финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных мероприятий и (или) сбора и анализа информации о законности совершения операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности, полноты и достоверности информации, содержащейся документах, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, иных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, своевременности их составления и представления.
Согласно пунктам 35, 38 - 40 Регламента по результатам проведения контрольного мероприятия составляется акт, который включает в себя основания для проведения контрольного мероприятия, выявленные нарушения, а также выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемый акт проверки Управления соответствует предъявляемым к нему требованиям: составлен по установленной форме, в нем указаны основания для проведения проверки, выявленные нарушения, а также выводы и предложения по устранению нарушений, принятые в пределах предоставленных Управлению полномочий при наличии достаточных к тому оснований. При этом сам по себе акт проверки не устанавливает какую-либо меру ответственности в случае неисполнения предложений и неустранения выявленных нарушений.
Признавая акт проверки Управления в оспариваемой Учреждением части законным, суды исходили из того, что Министерство обороны Российской Федерации в силу Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает учет, хранение и расходование финансовых средств, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
В связи с этим утвержденные Министром обороны Российской Федерации приказы от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (вместе с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации), от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), от 22.09.2018 № 520 «Об определении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство обороны Российской Федерации», от 24.07.2014 № 513 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», от 22.03.2017 № 177 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», от 06.03.2012 № 450 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», ежегодные решения Министра обороны Российской Федерации от 23.01.2017, 24.01.2018, 24.01.2019, 30.01.2020, устанавливающие ограничения в максимальных размерах выплат премий и стимулирующих выплат отдельным работникам воинских частей (учреждений, организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации, выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда или за счет средств от приносящей доход деятельности, являлись обязательными для исполнения Учреждением, находящимся в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Применив названные приказы Министра обороны Российской Федерации во взаимосвязи с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений», от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки), приказами Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении счетов бухгалтерского учета), суды пришли к выводу о соответствии оспариваемых положений акта выездной проверки Управления от 29.03.2021 № 229/ЗВО/2021/14дсп нормам законодательства, обоснованности квалификации выявленных в ходе выездной проверки нарушений Учреждением финансовой дисциплины в соответствии с Классификатором основных нарушений.
Вместе с тем суды отметили, что оспариваемые положения пунктов 3.1.2 и 3.6.1 акта не квалифицированы в качестве какого-либо нарушения, отражены лишь в описательной части акта, а в разделы «Выводы» и «Предложения по устранению нарушений» акта не включены.
Приняв во внимание установленные обстоятельства суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый акт выездной проверки вынесен Управлением при наличии оснований, не нарушает права и законные интересы Учреждения, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Выводы судов двух инстанций основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А56-77444/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Лущаев
Судьи
О.Р. Журавлева
Ю.А. Родин