НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 29.07.2019 № А05-14154/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 июля 2019 года

Дело №

А05-14154/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С.,  судей  Александровой Е.Н.,
Лущаева С.В.,

  рассмотрев 29.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2019 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 (судьи Мурахина Н.В., Болдырева Е.Н., Докшина А.Ю.) по делу
№ А05-14154/2018,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Бартинова Марина Александровна, ОГРНИП 316290100079559, обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163072,
г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119, ОГРН 1022900516264,
ИНН 2901026142 (далее - Фонд),  от 08.08.2018 № 2522 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения, а также о возложении на Фонд  обязанности выделить денежные средства для выплаты пособия Семендеровой В.Г. в размере
135 718 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.

Как указывает  податель жалобы, поскольку основания для выплаты пособий возникли до даты постановки Предпринимателя на регистрационный учет в качестве страхователя, то у Фонда не имелось оснований для выделения ему денежных средств на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании заявления   Предприниматель 16.04.2018 зарегистрирована в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя.

Позднее, Предприниматель обратилась в Фонд с заявлением  от 24.05.2018 о выделении 135 718 руб.  на выплату страхового обеспечения.

На основании указанного заявления Фондом проведена проверка  правильности осуществления Предпринимателем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 22.06.2018 № 2522 и принято решение от 08.08.2018 № 2522 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения со ссылкой на то, что согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию у страховщика возникают с момента регистрации страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования.

Не согласившись с решением Фонда от 08.08.2018 № 2522, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции посчитал заявление обоснованным и доказанным как по праву, так и по размеру, в связи с чем удовлетворил заявление в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Удовлетворяя заявленные Предпринимателем требования, суды указали  на доказанность фактов наличия у Предпринимателя трудовых правоотношений с физическим лицом и статуса страхователя в отношении этого лица в период действия трудовых отношений; наступления соответствующего страхового случая; осуществления соответствующих выплат страхового обеспечения застрахованному лицу.  Также суды  сослались  на отсутствие в действующем законодательстве такого основания для отказа в выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения, как несвоевременная постановка страхователя на регистрационный учет.

Правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования  и основы государственного регулирования обязательного социального страхования определены законодателем в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 9 названного Закона предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования - с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя.

В настоящем случае судами установлено, что отказывая в выделении средств на осуществление страхователем спорных расходов, Фонд сослался на то, что отношения по обязательному социальному страхованию между страховщиком и страхователем возникли с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, то есть 16.04.2018, тогда как страховые случаи наступили в январе 2018 года.

Между тем, судебные инстанции с данной позицией не согласились, указав на то, что с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по выплате застрахованному лицу страхового обеспечения Предприниматель обратилась 24.05.2018 при существующих между сторонами отношениях по обязательному социальному страхованию, в связи с чем пришли к выводу о том, что у страховщика отсутствовали основания для отказа в выделении таких средств.

Как обоснованно отметили суды, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, под которым статьей 3 Закона № 165-ФЗ понимается свершившееся событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (статья 12 Закона № 165-ФЗ).

Виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона № 165-ФЗ; виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, - в статье 8 Закона № 165-ФЗ, в том числе к видам страхового обеспечения относятся: пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по временной нетрудоспособности.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона № 165-ФЗ).

Так, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также пособия по временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Статья 2.1 Закона № 255-ФЗ дает понятие страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как лиц, производящих выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, к которым в том числе, относятся и индивидуальные предприниматели.

Обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).

Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).

Часть 4 статьи 2 Закона № 255-ФЗ презюмирует право застрахованных лиц на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Частью 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплаты пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (часть 4 статьи 3 Закона № 255-ФЗ).

Согласно частям 5 и 6 статьи 3 Закона № 255-ФЗ в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Руководствуясь приведенными нормами права, суды по настоящему делу заключили, что выплата застрахованным лицам социальных пособий, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, формируемых, в свою очередь, из сумм страховых взносов, начисляемых и уплачиваемых страхователями в бюджет Фонда социального страхования.

Пункт 1 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ  говорит о том, что  страхователи, непосредственно производящие выплату соответствующего страхового обеспечения, вправе, осуществив указанную выплату, уменьшить сумму страховых взносов, подлежащих перечислению ими в Фонд социального страхования, на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам либо при отсутствии или недостаточности начисленной суммы страховых взносов за соответствующий период обратиться к страховщику по месту своей регистрации за необходимыми средствами сверх начисленных страховых взносов).

Страховщик в свою очередь вправе запросить и проверить у страхователя документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (пункты 1 и 2 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ); не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ).

Таким образом, в ситуации, когда страхователь, произведший выплату соответствующего страхового обеспечения за счет собственных средств, обращается к страховщику за возмещением таких расходов, страховщик вправе произвести проверку представленных страхователем документов на предмет обоснованности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и принять решение об их принятии, а соответственно, о возмещении этих расходов, или о непринятии.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора суды учли указанные правовые нормы и отметили, что действующее законодательство о страховом обеспечении не предусматривает такого основания отказа в возмещении страхователю уже произведенных им расходов, как несвоевременная его постановка на регистрационный учет в качестве страхователя после осуществления таких расходов, указав,  в том числе то, что статья 4.2 Закона № 255-ФЗ предусматривает лишь два основания для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, а именно: когда такие расходы не подтверждены документально и когда такие расходы произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Судами отдельно указано, что нарушение срока регистрации в качестве страхователя имеет иные правовые последствия (пункт 2 статьи 9 Закона № 165-ФЗ). Непредставление отчетности, уплата либо неуплата страховых взносов также влекут для страхователя иные правовые последствия, но не являются основанием для отказа в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.

Судебными инстанциями учтено, что доводов о наличии недостатков в документах, представленных Предпринимателем для обоснования размера подлежащих выделению денежных средств, Фондом в материалы дела не представлено и в решении Фонда от 08.08.2018 № 2522 не указано, равно как и не опровергнуты сами факты наступления соответствующих страховых случаев и осуществления Предпринимателем выплат страхового обеспечения.

С учётом изложенного, выводы судов о том, что у Фонда не имелось оснований для отказа Предпринимателю в выделении денежных средств на возмещение произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу следует признать правильными.

Вопреки доводам, содержащимся в кассационной жалобе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.

Все выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при правильном применении норм материального права и основаны на подробном и тщательном изучении представленных в дело доказательств.

Поскольку пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ), оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу № А05-14154/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Е.Н. Александрова

С.В. Лущаев