ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 мая 2006 года Дело № А66-9546/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Мунтян Л.Б.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тверской области Федорова П.А. (доверенность от 11.04.2006 № 13),
рассмотрев 29.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тверской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 02.03.2006 по делу № А66-9546/2005 (судьи Белов О.В., Бажан О.М., Пугачев А.А.),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Верхний Бор» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тверской области (далее - инспекция) от 24.05.2005 № 415-10 в части включения в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) 62 398 руб. 02 коп. льгот и субсидий по квартплате и коммунальным услугам, доначисления 9 518 руб. 34 коп. налога, начисления соответствующих пеней и 1 903 руб. 67 коп. штрафа.
Решением суда от 21.11.2005 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2006 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права (статей 149, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленных обществом документов, в том числе налоговой декларации по НДС за IV квартал 2004 года, по результатам которой составила акт от 19.04.2005 № 40.
В ходе проверки налоговый орган установил, что общество в декларации по НДС неправомерно заявило льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в сумме 104 000 руб. в части оплаты за коммунальные услуги и квартплату (в том числе 60 849 руб. предъявляемые квартиросъемщикам, 43 151 руб. льгот и субсидий, предоставляемых на основании федерального законодательства и возмещаемых из бюджета).
Рассмотрев материалы проверки и представленные налогоплательщиком 16.05.2005 разногласия, инспекция приняла решение от 24.05.2005 № 415-10, которым доначислила 15 864 руб. НДС, начислила 786 руб. 85 коп. пеней и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 3 172 руб. 80 коп. штрафа. По мнению налогового органа, денежные средства, полученные из бюджета в виде жилищных субсидий и компенсации льгот по жилищно-коммунальному хозяйству, включаются в налоговую базу по НДС, так как не являются финансированием на покрытие убытков от применения регулируемых цен.
Общество не согласилось с решением инспекции в части включения в налогооблагаемую базу по НДС суммы льгот и субсидий по квартплате и коммунальным услугам, доначисления 9 518 руб. 34 коп. НДС, начисления соответствующих пеней и 1 903 руб. 67 коп. штрафа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что при предоставлении дотаций из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей льгот суммы таких дотаций включаются в налогооблагаемую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, указал на то, что общество обоснованно не включило в базу, облагаемую НДС, суммы дотаций на покрытие убытков, связанных с оказанием коммунальных услуг льготным категориям лиц.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьями 153 - 154 НК РФ.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) даны определения понятий «дотации», «субвенции» и «субсидии». В соответствии с названной нормой Кодекса дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;
субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Законом Российской Федерации от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации, в том числе Тверской области, субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами.
Законом Тверской области от 26.12.2003 № 96-ЗО «Об областном бюджете на 2004 год» предусмотрено предоставление субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию федеральных законов.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество в IV квартале 2004 года оказывало услуги жилищно-коммунального хозяйства гражданам, в том числе имеющим предусмотренные законодательством льготы на оплату названных услуг, получая из бюджета денежные средства на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основании заключенных договоров отдел социальной защиты населения администрации города Ржева и городской центр жилищных субсидий администрации города Ржева возмещали обществу фактически полученные убытки, связанные с предоставлением льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным потребителям за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах различных уровней в виде дотаций, субвенций и субсидий в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Тверской области от 14.07.2003 № 45-ЗО «О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов Великой Отечественной Войны и участников Великой Отечественной Войны», Федеральным законом от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услугах».
Таким образом, денежные средства, полученные обществом из областного бюджета, являются дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов).
Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Обязанность общества включать полученные средства в налогооблагаемую базу не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается инспекция. Эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что при исчислении НДС за IV квартал 2004 года общество правомерно не включило в налогооблагаемую базу средства, полученные из бюджета на покрытие убытков, связанных с оказанием коммунальных услуг льготным категориям лиц.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 02.03.2006 по делу № А66-9546/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Ломакин
Судьи А.В. Асмыкович
Л.Б. Мунтян