НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 29.04.2015 № А56-32022/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 мая 2015 года Дело № А56-32022/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,

при участии от администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области Серовой А.В. (доверенность от 24.12.2014 № 1741), Денисова В.В. (доверенность от 23.04.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Дричко П.Д. (доверенность от 01.07.2014 № 01-147), Дунского К.П. (доверенность от 12.01.2015 № 01-269),

рассмотрев 29.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2014 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу № А56?32022/2014,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, место нахождения: 188824, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Поляны, Выборгское ш., д. 71, ОГРН 1054700191589, ИНН 4704063766 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135, ИНН 7840416776 (далее - Управление), оформленного письмом от 25.04.2014 № 01-3940, в безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее – Муниципальное образование) земельного участка площадью 84,2 га, расположенного в 148 квартале Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества, и об обязании Управления принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность Муниципального образования названного земельного участка.

Решением от 31.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2014, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Как указывает податель жалобы, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) находится в федеральной собственности; Администрация не представила документы, необходимые для рассмотрения вопроса о разделе данного участка; право собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, что не позволяет Управлению распорядиться данным участком; основания для принятия решения о безвозмездной передаче участка из федеральной собственности в собственность Муниципального образования отсутствуют; Муниципальное образование не обращалось к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), а обращение в территориальный орган Росимущества постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 не предусмотрено; включение земельного участка в границы населенного пункта не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на него; Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) предусматривает волеизъявление Российской Федерации на передачу имущества; к участию в деле не привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Администрации против ее удовлетворения возражали.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2006 № 355 (далее - Постановление № 355) утвержден проект черты поселка Пески Муниципального образования в границах территории площадью 556,8 га и установлена черта названного поселка согласно приложениям 1 – 3. Данным постановлением утверждено картографическое описание черты населенного пункта - поселка Пески, а также баланс территории, план-схема и каталог координат поворотных точек, в соответствии с которыми в границу населенного пункта поселок Пески включены земли лесного фонда (84,2 га 148 квартала Октябрьского участкового лесничества Рощинского опытного лесхоза).

Администрация 24.07.2013 обратилась в Управление с заявлением № 1581 о передаче земельного участка площадью 84,2 га, расположенного в 148 квартале Октябрьского участкового лесничества Рощинского опытного лесхоза, из федеральной в муниципальную собственность в порядке части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

Управление письмом от 25.04.2014 № 01-3940 отказало Администрации в передаче земельного участка, сославшись на то, что данный участок относится к землям лесного фонда; документы, подтверждающие включение земельного участка в границы населенного пункта, а также документы, необходимые для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка, не представлены; право собственности Российской Федерации на земельный участок не зарегистрировано; отсутствуют предусмотренные Законом № 122-ФЗ основания для передачи.

Администрация, считая отказ Управления не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Муниципального образования, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворили заявление.

Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Применив при разрешении данного спора нормы Закона № 122-ФЗ, суды не учли следующего.

Частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Материалами дела не подтверждается наличие названных условий.

Суды посчитали Постановление № 355 актом о переводе 84,2 га земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.

Вместе с тем в силу части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение спорного участка в границы населенного пункта не влечет прекращения прав собственника земельного участка. Нахождение указанного участка в федеральной собственности в пределах населенного пункта не противоречит главе XV Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела и пояснений представителей Администрации в судебном заседании также не следует, что спорный земельный участок используется Муниципальным образованием в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах основания для безвозмездной передачи участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в рамках данного дела надлежащими доказательствами не подтверждены.

Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.

Конституционным Судом Российской Федерации сформулированы правовые позиции по применению положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ. В частности отмечено, что положения данной нормы не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 828-О-П).

Указанная позиция должна быть учтена и при оценке волеизъявления исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества, при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 (далее – Постановление № 374) определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в том числе из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Непредставление Администрацией названных в указанном пункте Постановления № 374 документов обусловлено отсутствием волеизъявления Росимущества и, как следствие, отсутствием испрашиваемого земельного участка как объекта гражданских прав (земельный участок не выделен из большего, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет; на него не зарегистрировано право собственности Российской Федерации).

Не представлены Администрацией и указанные в подпункте «л» пункта 1 Постановления № 374 документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче участка в целях, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления и обеспечения их деятельности.

Вывод судов о том, что нахождение земельного участка в собственности Российской Федерации препятствует Муниципальному образованию решать вопросы местного значения и противоречит принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления документально не обоснован.

При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а заявление Администрации – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу № А56?32022/2014 отменить.

В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области отказать.

Председательствующий Т.С. Гафиатуллина

Судьи А.В. Кадулин

И.В. Сергеева