АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 октября 2017 года
Дело №
А56-82746/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Рудницкого Г.М.,
при участии от акционерного общества «ОЛЬВЕН СПБ» Сосункевича Д.С. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ОЛЬВЕН СПБ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2017 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу № А56-82746/2016,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «ОЛЬВЕН СПБ», место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 7, ОГРН 1027807590634, ИНН 7814135000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), выразившегося в непроведении обследования фактического использования Здания торгового комплекса «Экополис», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш., д. 13, лит. А, с кадастровым номером 78:36:0005510:3015 (далее - Здание), помещения в котором принадлежат Обществу, и невключению данных по указанному зданию в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 № 133-п, и об обязании Комитета включить Здание в указанный Перечень.
Решением от 14.03.2017, в удовлетворении заявления о признании незаконными бездействия Комитета отказано, в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2017, решение суда первой инстанции от 14.03.2017 в части прекращения производства по делу отменено, в указанной части в удовлетворении требований отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, требования Общества удовлетворить.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником нежилых помещений, расположенных в торговом комплексе «Экополис» по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш. д. 13, лит. А, с кадастровым номером: 78:36:0005510:3015.
Здание с кадастровым номером 78:36:0005510:3015 имеет площадь более 3000 кв. м и используется заявителем для размещения торговых объектов.
Согласно Приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 463 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» кадастровая стоимость Здания определена в размере: 354 933 969,94 руб.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: 78:36:0005510:30, вид разрешенного использования которого - для размещения объектов торговли.
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и принятых в его исполнение нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, в 2015 году Общество оплачивало налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости.
Общество в 2016 году уплачивало авансовые платежи по налогу на имущество также с кадастровой стоимости помещений в Здании.
В рамках налоговой проверки, проведенной в период с 29.07.2016 по 31.10.2016, налоговыми органами в адрес Общества были направлены требования о предоставлении пояснений от 30.09.2016 № 79890 и от 25.10.2016 № 82038, в которых налоговые органы уведомили Общество о том, что ни Здание, ни помещения в нем не вошли в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 № 133-п (далее - Перечень и Приказ соответственно), в связи с чем налоговые органы посчитали исчисление Обществом в 2016 году налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости помещений в Здании, ошибочным и обязали Общество пересчитать налог на имущество в соответствующей части от среднегодовой стоимости. Общий размер увеличения налоговых платежей Общества в результате такого перерасчета на момент проведения проверки составил 1 508 553 руб.
После получения указанных требований налоговых органов, Общество посчитало, что Здание необоснованно не включено в Перечень, в связи с чем Обществом в Комитет было направлено письмо от 03.10.2016 № 1223 с просьбой включить Здание в части принадлежащих Обществу помещений в Перечень.
Письмом от 07.11.2016 № 121103-25, поступившим Обществу 19.11.2016 (вх. № 182 от 19.11.2016), Комитет уведомил Общество о том, что при подготовке Приказа и Перечня на 2016 год обследование Здания Комитетом не проводилось в связи с тем, что данные по помещениям в нем не были представлены в Комитет из Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Санкт-Петербургу в составе запрошенных сведений из ГКН, а также о том, что, по мнению Комитета, заявление о пересмотре результатов определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества согласно порядку, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737, Обществу следовало подать в 2015 году, а действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок внесения изменений в Перечень, не предусматривают возможности включения сведений в Перечень во внесудебном порядке.
По результатам налоговой проверки актом налоговой проверки от 15.11.2016 № 49967 налоговый орган доначислил Обществу налог на имущество в размере 1 508 553 руб., а также пени в размере 53 544,53 руб.
Ссылаясь на то, что здание торгового комплекса «Экополис» в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, а бездействие Комитета, выразившееся в невключении его в перечень на 2016 год, нарушило право Заявителя на уплату налога на имущество в отношении данного объекта, исходя из его кадастровой стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды в удовлетворении заявления отказали, признав требования Общества необоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды первой и апелляционной инстанций среди прочего сослались на пропуск Обществом установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждаются ежегодно, что предполагает возможность как расширение перечня путем включения новых объектов, так и исключение из перечня ранее внесенных объектов.
Таким образом, налогоплательщик, действуя разумно и осмотрительно, прежде чем исчислять налог на имущество, по правилам статьи 378.2 НК РФ должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
При этом обязательным условием включения конкретного объекта в указанный перечень является его предварительное обследование на предмет фактического использования.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737 (далее - постановление № 737) утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), а также назван уполномоченный на это орган (до 21.04.2015 – КЗРиЗ в дальнейшем Комитет).
Согласно пункту 2 постановления № 737 вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом ежегодно до 01 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте КИО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте КИО в сети «Интернет».
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению в течение 20 рабочих дней.
Таким образом, налогоплательщик имеет возможность не только заблаговременно узнать о предстоящем включении или невключении его имущества в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, но и влиять на процесс формирования этого перечня.
При этом уполномоченный орган не обязан информировать конкретных собственников объектов об их включении в перечень или исключении из него. Такое информирование осуществляется путем публикации сведений для всеобщего обозрения, что предполагает активную роль заинтересованных лиц в получении ими данных, необходимых и обязательных для правильного определения налоговой базы на соответствующий налоговый период.
Проекты решений об определении вида фактического использования зданий и помещений в целях их включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества на 2016 год, были опубликованы на сайте Комитета 30.09.2015.
Следовательно, Общество должно было своевременно узнать о том, что его объект не предполагается включать в перечень и имело реальную возможность защитить свои интересы определенным в пункте 3.3 Порядка способом.
Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания бездействия Комитета, выразившегося в неосуществлении проверки помещений Общества, также следует исчислять с момента, когда Общество должно было узнать о таком бездействии.
Несвоевременное получение Обществом информации об указанном бездействии Комитета является следствием неосмотрительности заявителя, что не может служить основанием для иного исчисления срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, который установлен в целях стабильности публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о пропуске Обществом указанного процессуального срока и обоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А56-82746/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «ОЛЬВЕН СПБ» - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В. Кадулин
Судьи
Т.Г. Преснецова
Г.М. Рудницкий