НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 27.03.2006 № А66-11790/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 марта 2006 года                                                                             Дело № А66-11790/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Дема» Иванова И.А. (доверенность от 14.07.2005 № 16/2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области Поповой Е.Н. (доверенность от 29.12.2005 № 1), Насырова А.А. (доверенность от 29.12.2005 № 2),

рассмотрев 23.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дема» на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2005 по делу № А66-11790/2005 (судья Пугачев А.А.),

у с т а н о в и л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Дема» (далее – Общество, ООО «Дема») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Тверской области (далее –  Инспекция) от 16.09.2005 № 1057 в части отказа Обществу в возмещении 685 853 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за май 2005 года.

            Решением суда первой инстанции от 25.11.2005 Обществу отказано в удовлетворении  заявления.

            В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

            В кассационной жалобе ООО «Дема», ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные Обществом требования. Податель жалобы указывает на то, что приемка Обществом товаров от поставщика подтверждается представленными в налоговый орган товарными накладными, а следовательно, в данном случае отсутствие товарно-транспортных накладных не имеет правового значения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. 

Как  следует  из  материалов дела,  в феврале-марте 2005 года Общество реализовало на экспорт лесоматериалы.

В декларации по НДС по ставке 0 процентов за май 2005 года, представленной в Инспекцию 16.06.2005, Общество предъявило к возмещению из бюджета 685 853 руб. налога, уплаченного поставщику лесоматериалов – ООО «Либнек».

В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов Общество представило в Инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В ходе камеральной проверки декларации Инспекция признала неправомерным предъявление Обществом к возмещению 685 853 руб. НДС.

Налоговый орган сделал вывод о том, что ООО «Дема» не доказало факт реального получения лесоматериалов от поставщика  - ООО «Либнек», и, соответственно, реализацию именно этого товара на экспорт а, следовательно, право на возмещение НДС, заявленного в декларации за май 2005 года по экспортным операциям. Вывод налогового органа основан на том, что Общество не представило в Инспекцию товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт доставки и передачи Обществу лесоматериалов от поставщика и являющиеся основанием для принятия товара на учет (оприходования).

По результатам проверки Инспекция приняла решение от 16.09.2005 № 1057,  которым отказала Обществу в возмещении 685 853 руб. НДС за май 2005 года.

Считая отказ в возмещении 685 853 руб. НДС за май 2005 года незаконным, ООО «Дема» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции от 16.09.2005 № 1057 в части отказа в возмещении указанной суммы налога недействительным.

Кассационная коллегия считает, что, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ.

Как указано в пункте 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг)  и при наличии соответствующих первичных документов.

Право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. Причем согласно пункту 6 статьи 164, пункту 10 статьи 165, пункту 3 статьи 172 и пункту 4 статьи 176 НК РФ вычеты сумм налога, установленные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы документов, указанных в статье 165 НК РФ.

Таким образом, в силу названных норм права при осуществлении экспортных операций в подтверждение своего права на применение налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении им товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, первичные документы, подтверждающие факт приобретения и принятия на учет этих товаров (работ, услуг), а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. То есть налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований.

При этом представленные налогоплательщиком документы должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.

Налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и при необходимости вправе истребовать дополнительные сведения, соответствующие объяснения и документы у налогоплательщика и у иных лиц, располагающих информацией о деятельности налогоплательщика.

При этом представление налогоплательщиком документов, формально соответствующих статье 165 НК РФ, при отсутствии достоверных доказательств реального приобретения товаров, заявленных как реализованные на экспорт (связанных с экспортной операцией), не может являться достаточным основанием для возмещения НДС.

Из материалов дела видно, что вместе с декларацией по НДС по ставке 0  процентов за май 2005 года Общество представило в Инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и подтверждающие его право на применение ставки 0 процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете первичными документами признаются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 2 данной статьи.

Первичные учетные документы должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.

   Унифицированные формы первичных документов утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В соответствии с пунктом 1.2 названного Постановления к первичным документам, на основании которых осуществляется учет торговых операций, отнесена товарная накладная (форма  ТОРГ-12).

К числу обязательных реквизитов, которые должна содержать товарная накладная, относятся сведения о номере и дате транспортной накладной.

Причем согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 24.03.99 № 20, удаление организациями ряда граф в формах первичной учетной документации (создание сокращенного варианта) не допускается.

   Форма товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Согласно разделу 2 приложения к названному Постановлению товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

На основании пункта 2 Инструкции Министерства финансов СССР № 156, Государственного банка СССР № 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР № 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 10/998 от 30.11.83 (в редакции от 28.11.97) «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы  1-Т.

 Из материалов дела видно, что условиями договоров  от 12.01.2005 № 1 и от 14.01.2005 № 2, заключенных Обществом с ООО «Либнек», предусмотрена поставка Обществу товара (пиломатериалов) со склада поставщика (ООО «Либнек») автомобильным транспортом последнего на склад временного хранения ЗАО «Вышневолоцкий леспромхоз» (город Вышний Волочек).

   Следовательно, в рассматриваемом случае Общество обязано подтвердить соответствующими документами факт доставки товара автомобильным транспортом поставщика – ООО «Либнек»  на склад временного хранения ЗАО «Вышневолоцкий леспромхоз».

Вместе с тем Общество не представило в налоговый орган товарно-транспортные накладные, подтверждающие перевозку товара автомобильным транспортом ООО «Либнек» в город Вышний Волочек и доставку товара на склад временного хранения ЗАО «Вышневолоцкий леспромхоз».

В ходе проверки Инспекцией установлено, что ООО «Либнек» не имеет транспортных средств для осуществления перевозок лесоматериалов и не заключало  договоры с перевозчиками.

Согласно ответу ЗАО «Вышневолоцкий леспромхоз» на запрос налогового органа ни ООО «Дема», ни ООО «Либнек» не доставляли лесоматериалы на склад временного хранения ЗАО «Вышневолоцкий леспромхоз».

Изменений или дополнений в договоры поставки от 12.01.2005 № 1 и от 14.01.2005 № 2 Общество и ООО «Либнек» не вносили.

Указанные обстоятельства свидетельствует о недоказанности Обществом реального получения им товара (лесоматериалов) от ООО «Либнек» и отсутствии оснований для принятия этого товара к учету (оприходования) в установленном порядке.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неподтверждении  Обществом  в   установленном   порядке  права  на  возмещение  685 853 руб. НДС, заявленных в декларации за май 2005 года по экспортным операциям.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение   Арбитражного   суда   Тверской   области   от   25.11.2005   по   делу № А66-11790/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дема» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                               В.В. Дмитриев

Судьи                                                                                                           Т.В. Клирикова

                                                                                                                   Л.А. Самсонова