НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 26.05.2006 № А56-47934/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 мая  2006  года

       Дело  № А56-47934/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Петро-Си-Лайн» ФИО1 (доверенность от 01.06.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу ФИО2 (доверенность от 03.05.2006 №19-10/15557),

рассмотрев 25.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2005 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2006 (судьи Фокина Е.А., Старовойтова О.Р.,       Шульга Л.А.) по делу №А56-47934/2005,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Петро-Си-Лайн» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу, (далее - Инспекция) от 26.08.2005 №05-03 недействительным и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав заявителя на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за май 2005 года.

Решением от 13.12.2005 суд удовлетворил заявленные требования, установив соблюдение Обществом статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и отсутствие доказательств его недобросовестности.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.02.2006 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты и принять новый, так как считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют материалам дела. Повторяя при этом доводы, изложенные в оспариваемом решении, податель жалобы считает, что Общество неправомерно предъявило к вычету «НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации», так как в ходе проверки его декларации за май 2004 года «установлены признаки, позволяющие предположить недобросовестное поведение налогоплательщика», а также нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, поскольку у заявителя отсутствуют товарно-транспортные накладные, которые являются «подтверждением отгрузки покупателям продукции».

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно решению от 26.08.2005 №05-03 в результате проверки декларации Общества по НДС за май 2005 года Инспекция, признав неправомерным в силу статей 171-172 НК РФ вычет 2 188 960 руб. НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшила сумму налога, подлежащую возмещению за указанный период, на 1 868 621 руб., взыскала 320 339 руб. НДС и привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 64 068 руб. штрафа, предложив ему в срок, указанный в требовании, уплатить названные суммы налоговой санкции и недоимки, а также пени.

Решение основано на том, что в ходе проверки выявлено «наличие признаков, позволяющих предположить недобросовестное поведение налогоплательщика», а именно: низкая рентабельность предприятия; среднесписочная численность – 1 человек; отсутствие накладных расходов и складских помещений при значительных объемах импортных поставок; рост дебиторской и кредиторской задолженности при отсутствии собственных оборотных средств для погашения задолженности перед инопартнерами; отсутствие товарно-транспортных накладных, подтверждающих отгрузку товаров и позволяющих определить фактического получателя товара. Вместе с тем, Инспекция указывает на то, что единственным покупателем ввезенных товаров является общество с ограниченной ответственностью «Лига» (далее – ООО «Лига»), которое поставляет их обществу с ограниченной ответственностью «Новосиб-Петро», однако по результатам встречной проверки этих организаций невозможно «провести сравнительный анализ с товаром, отгружаемым в их адрес».

Кассационная коллегия считает, что данное решение не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя, а, следовательно, правомерно признано в судебном порядке недействительным.

Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при исчислении НДС и порядок реализации этого права установлены статьями 171-172 НК РФ. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам согласно пункту 2 этой статьи подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, установленных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статей 176 НК РФ.

По смыслу названных норм, право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при ввозе товаров на территорию Российской Федерации обусловлено фактами уплаты им сумм налога, начисленных в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат импортера по уплате налога таможенным органам.

В данном случае из решения Инспекции следует, что в ходе проверки декларации по НДС за май 2005 года Общество представило все предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ первичные документы, подтверждающие факты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, оприходования этих товаров и уплаты заявителем за счет собственных средств 2 188 960 руб. НДС, начисленных таможенным органом в составе таможенных платежей. В ходе кассационного обжалования принятых по делу судебных актов налоговый орган не оспаривает данные обстоятельства, которые в силу статей 171-173, 176 НК РФ и являются основанием для применения налоговых вычетов и возмещения в порядке статей 173 и 176 НК РФ сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Не оспаривает Инспекция и факт реализации импортированных товаров ООО «Лига» по договору купли-продажи от 30.08.2004 №1, то есть соблюдения пункта 1 статьи 171 НК РФ, а то обстоятельство, что оплата этих товаров инопартнеру и российским покупателем не произведена на момент проверки, как и наличие у Общества кредиторской и дебиторской задолженности, не имеет правого значения в рамках применения статей 171-173, 176 НК РФ. Следует также отметить, что в ходе проверки и судебного разбирательства по делу Инспекция не представила доказательства просрочки платежей и наличия оснований для принудительного взыскания задолженности.

Несостоятельны и остальные доводы Инспекции о недобросовестности Общества, которые носят предположительный и противоречивый характер, не подтверждены в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и не опровергают достоверность допустимых в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ доказательств, представленных налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа в вычете и возмещении в порядке статей 173 и 176 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченной Обществом в составе таможенных платежей, а тем более, для взыскания 320 339 руб. НДС и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основании всесторонней и объективной оценки имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не соответствует полномочиям кассации, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2006 по делу №А56-47934/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Троицкая

Судьи

И.Д. Абакумова

О.А. Корпусова