АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 декабря 2017 года
Дело №
А56-78165/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е.,
ФИО1,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 09.01.2017 № 03-18/00040), ФИО3 (доверенность от 09.01.2017 № 03-18/00031),
рассмотрев 25.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Лужский горно-обогатительный комбинат» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 (судьи
ФИО4, ФИО5, ФИО6) по делу № А56-78165/2016,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Лужский горно-обогатительный комбинат», место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г.Луга, поселок
км 131, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области, место нахождения: 188230, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Инспекция), от 27.06.2016
№ 4328 о начислении недоимки по уплате земельного налога за 2015 в сумме
2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., пеней в сумме 225 501 руб. 22 коп., а также требования от 01.09.2016 № 4668.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неверную оценку судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание обстоятельства, свидетельствующие о наличии недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка на момент определения стоимости в 2014 году, что привело к принятию неправомерных судебных актов. Податель жалобы также указывает, что сведения об изменении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены не были, в связи с чем Общество не имело возможности рассчитать налоговую базу, исходя из кадастровой стоимости, определенной на указанную дату. Также Общество ссылается, что суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Инспекции возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инстанция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2015 год, по результатам которой был составлен акт от 06.05.2016 № 13203 и, с учетом возражений Общества, вынесено решение от 27.06.2016 № 4328 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) в виде штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., Обществу доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 2 454 601 руб. и пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Основанием для принятия решения Инспекции от 27.06.2016 № 4328 послужил факт неуплаты (неполной уплаты) Обществом земельного налога за 2015 год в результате занижения налоговой базы в нарушение пункта 1 статьи 396 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 30.08.2016 № 16-21-10/11971 решение Инспекции от 27.06.2016
№ 4328 оставлено без изменения.
На основании вступившего в силу решения от 27.06.2016 № 4328 в адрес Общества выставлено требование от 01.09.2016 № 4668 об оплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп. и пеней в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Полагая решение Инспекции от 27.06.2016 № 4328 неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что Инспекция при определении земельного налога за 2015 год обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015, в связи с чем в удовлетворении требований Обществу отказал.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
На основании пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков» установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Правовое регулирование порядка получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения предусматривает два способа их получения налогоплательщиком: он вправе обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, которые размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налоговые органы осуществляют контроль за правильностью и полнотой исчисления и уплаты земельного налога налогоплательщиками на основании сведений, представленных в электронном виде органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно на основании указанных сведений налоговые органы формируют базу налогоплательщиков по земельному налогу. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговым органом также на основании сведений о земельных участках, предоставленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судами на основании материалов дела, по сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Общество является правообладателем на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, наименование категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование «для производственных целей», площадью 513 300 кв. м, дата регистрации возникновения права 26.10.2012.
Согласно данным сведениям кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 определена по результатам государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 № 490 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области» и составляет 164 271 399 руб.
Судами установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 в сумме 164 271 399 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 31.10.2014.
Суды также установили, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, содержащиеся в базе данных налогового органа, подтверждены кадастровой выпиской о земельном участке от 29.04.2016 № 47/201/16-300504, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ленинградской области по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты официального опубликования, если иной срок не установлен в этих актах или Уставом Ленинградской области.
В соответствии со статьей 8 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru).
Как установлено судами, Постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 № 490 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области» опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 31.10.2014.
При таких обстоятельствах, довод Общества о том, что оно не могло надлежащим образом рассчитать налоговую базу для уплаты земельного налога за 2015 год, отклоняется судом кассационной инстанции.
Суды также правомерно отклонили и довод Общества о недостоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка на момент определения стоимости в 2014 году.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При применении результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд в 2016 году, измененная решением указанной комиссии (суда) кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 01.01.2016 года.
Согласно полученной по системе межведомственного электронного взаимодействия кадастровой справке от 27.02.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 составляет 85 675 000 руб. Дата применения кадастровой стоимости 01.01.2016.
Поскольку решение вынесено Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, то оснований для применения кадастровой стоимости с 01.01.2016 не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что при определении земельного налога за 2015 год Инспекция обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015, является обоснованным, в связи с чем доначисления произведенные Инспекцией Обществу по оспариваемому решению являются правомерными.
Оснований для удовлетворения требований Общества у судов не имелось.
Суд кассационной инстанции отмечает, что суд апелляционной инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации поселка Толмачево муниципального образования «Лужский район» и Администрации муниципального образования «Лужский район», поскольку оспариваемыми судебными актами права и обязанности указанных лиц не затрагиваются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на иную оценку доказательств, которые получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу решения и постановления, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
В связи с изложенным кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 по делу № А56-78165/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Лужский горно-обогатительный комбинат» - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С. Васильева
Судьи
Г.Е. Бурматова
ФИО1