ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
декабря 2003 года
25 декабря 2003 года Дело №А05-3974/03-225/9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н. и Кочеровой Л.И., рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.07.2003 по делу №А05-3974/03-225/9 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальный трест» (далее – Трест, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2.1 «б» и 2.1 «в» решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее – налоговая инспекция) от 28.09.2001 №31/3255 в части доначисления обществу 43 945 руб. 30 коп. налога на пользователей автомобильных дорог (далее – НПАД), 25 149 руб. налога на имущество, начисления 17 853 руб. 49 коп. пеней за их несвоевременную уплату и привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде 13 818 руб. 86 коп. штрафа за неполную уплату налогов на пользователей автомобильных дорог и на имущество.
Решением суда от 17.07.2003 требования Треста удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и отказать в удовлетворении требований Предприятия, указывая на неправильное применение судом норм материального права, определяющих объект обложения налогами на пользователей автомобильных дорог и на имущество.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
В ходе выездной налоговой проверки соблюдения Предприятием законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.99 по 31.12.2000 налоговая инспекция выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 22.08.2001 №31/89.
В частности, из акта проверки следует, что налоговый орган установил занижение Трестом налога на пользователей автомобильных дорог в результате необоснованного исключения из выручки от оказания коммунальных услуг сумм дотаций бюджетов полученных в ответствии с положениями Закона Российской Федерации "О ветеранах" и отраженных на бухгалтерском счете 80 «Прибыли и убытки». По мнению проверяющих, такие доходы относятся к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и должны учитываться на соответствующем счете. Также налоговая инспекция посчитала необоснованным применение Трестом льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом «а» статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", при исключении из налоговой базы стоимости встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, отраженных на балансе налогоплательщика.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение о доначислении Тресту налогов на пользователей автомобильных дорог и на имущество, начислении пеней и о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Предприятие не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, сделал вывод о правомерности заявленных Трестом требований и признал недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части.
Обжалуя решение суда в кассационном порядке, ответчик указал, что в соответствии с положениями гражданского законодательства и статьей 39 НК РФ компенсирование бюджетом расходов по оказанию коммунальных услуг ветеранам является выручкой заявителя, а потому входит в состав объектов, облагаемых налогом на пользователей автомобильных дорог.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Действующим законодательством о льготах (статья 10 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах", статья 5 Закона Российской Федерации от 15.01.93 № 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и другие) установлено обязательное предоставление скидок по оплате электроэнергии, потребленной гражданами льготных категорий. Так например, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено возмещение за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на коммунальные услуги.
Указанные нормативные акты о льготах имеют прямое действие и должны исполняться Трестом независимо от наличия бюджетного финансирования.
Во исполнение требований федерального законодательства реализация прав на льготы производится Предприятием в безналичном порядке путем уменьшения платежей граждан льготных категорий на сумму скидок с учетом того, что стоимость предоставленных коммунальных услуг определяется по тарифам, утвержденным государственными органами власти.
Налог на пользователей автомобильных дорог введен статьей 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «О дорожных фондах»).
Как следует из пункта 2 этой статьи, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В Законе РФ «О дорожных фондах» не дано определения понятию «выручка от реализации продукции (работ, услуг)».
Однако в пункте 2 статьи 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон РФ «О налоге на прибыль») указано, что валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона РФ «О налоге на прибыль» определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, названным Законом разделяются понятия «прибыль от реализации продукции (работ, услуг)» и «доход от внереализационных операций».
Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, выручка при реализации продукции (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам (включая применение наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам) определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок, надбавок или скидок.
Руководствуясь положениями названных нормативных актов, Трест независимо от бюджетного финансирования предоставлял льготным категориям граждан скидки, в момент оплаты коммунальных услуг определял выручку от реализации, исходя из тарифов с учетом скидок.
Кроме того, кассационная инстанция учитывает, что порядок учета при налогообложении средств, полученных из бюджета, изложенный в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.93 г. № ВГ-6-01/173 и № 04-02-04, относится ко всем ассигнованиям из бюджета, предназначенным для финансирования мероприятий целевого назначения и покрытия убытков, указанных в документах по открытию финансирования, как например, образование фондов специального назначения, повышения заработной платы, отдельные операции в жилищно-коммунальном хозяйстве и другие цели.
Ассигнования из бюджета, полученные для покрытия убытков, относятся на увеличение финансовых результатов деятельности предприятия (счет 80 "Прибыли и убытки") в корреспонденции с дебетом счета 96 и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в течение года. По результатам работы за год при наличии превышения доходов над расходами, с учетом выделенных ассигнований из бюджета на покрытие убытков по отдельным операциям, видам деятельности предприятия, прибыль, образовавшаяся в сумме неиспользованных ассигнований из бюджета (разница между суммами дотаций и полученными убытками по дотируемым операциям) подлежит изъятию в соответствующий бюджет. Оставшаяся часть прибыли (разница между превышением доходов над расходами и суммой неиспользованных ассигнований из бюджета) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В соответствии с вышеназванными нормами и пунктом 6 статьи 2 Закона РФ «О налоге на прибыль» к доходам от внереализационных операций относятся и доходы от компенсации бюджетом убытков от реализации коммунальных услуг льготным категориям граждан, а следовательно, налоговый орган необоснованно включил эти суммы в выручку от основного вида деятельности Предприятия и доначислил налог на пользователей автомобильных дорог.
Согласно пункту "а" статьи 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Действительно, в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (с изменениями и дополнениями) в жилищный фонд не включаются нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых и иных нужд непромышленного характера. Встроенно-пристроенные нежилые помещения, сданные в аренду под магазины и офисы, не относятся к объектам жилого фонда, поэтому предоставление льготы по налогу на имущество в части уменьшения стоимости имущества на балансовую стоимость таких объектов неправомерно.
Вместе с тем согласно статье 3 Закона "О налоге на имущество предприятий" для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия, при этом используются данные бухгалтерского учета.
Приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 № БГ-14/366дсп утверждены Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, среди обязательных нормативных актов названо и письмо Минфина России от 29.10.93 № 118 (в редакции от 03.04.96) "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 (в редакции от 21.07.93) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.02.93 № 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" жилые дома и встроенно-пристроенные помещения находятся в муниципальной собственности города Северодвинска.
Вследствие того, что муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства в силу специфики жилищного фонда осуществляют коммунальное обслуживание данных зданий, то для их учета на балансе таких организаций были разработаны обязательные правила.
Пунктами 1 и 4 письма Министерства финансов России от 29.10.93 № 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" установлено, что для учета нежилых помещений, встроенных в здания (включая жилые дома) и являющихся вместе с ним неделимым объектом, открывается отдельный раздел счета 01 "Основные средства" соответствующего наименования "Нежилые помещения" (стоимость этих помещений определяется на основании данных бюро технической инвентаризации).
Пунктом 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95 №33 установлено, что налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета, в том числе, 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации - износа).
В то же время Министерство финансов Российской Федерации предусмотрело право заявителя отразить на счете 01 "Основные средства" в качестве инвентарного объекта здание в целом, значит льгота по налогу на имущество должна применяться для объекта (жилищной сферы) в целом, поскольку нежилые помещения, встроенные в здания (в том числе в жилые дома), являются неделимым объектом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Предприятие не должно уплачивать налог на имущество по встроенным нежилым помещениям.
При указанных обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены судебного акта нет.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.07.2003 по делу №А05-3974/03-225/9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Дмитриев
Судьи Н.Н. Малышева
Л.И. Кочерова
6.8; 7.5.6.1.1, 7.6.6, 7.6.8.3