НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 25.08.2015 № А56-32019/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 сентября 2015 года                                                   Дело № А56-32019/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В.,

при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Мушниковой Е.А. (доверенность от 24.06.2015 № 01-306),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу № А56-32019/2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.),

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, место нахождения: 188855, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Первомайское, ул. Ленина, д. 22,                   ОГРН 1054700191611, ИНН 4704063773 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  о признании незаконным оформленного письмом от 29.04.2014 № 01-4019 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135, ИНН 7840416776 (далее - Теруправление Росимущества), в безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее – МО «Первомайское сельское поселение») указанных ниже земельных участков; обязании Теруправления Росимущества безвозмездно передать из федеральной собственности в собственность МО «Первомайское сельское поселение» следующие земельные участки:

- земельные участки общей площадью 147,5 га, занятые кварталами 34 и 37 Меднозаводского лесничества Парголовского парклесхоза государственного унитарного предприятия «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга», кварталом 145 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества, ранее включенные в границы населенного пункта пос. Ленинское МО «Первомайское сельское поселение» постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 № 357 (далее - Участок 1),

- земельный участок площадью 180 000 кв. м с кадастровым номером 47:01:1706001:3067, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 103 выдел 22, части выделов 20, 21, 25, 26, квартал 104 выделы 27, 31, 34, части выделов 26, 28, 32, 42, ранее включенный в границы населенного пункта пос. Ильичево МО «Первомайское сельское поселение» распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 869-р (далее – Участок 2).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966, Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 26, ОГРН 1027800556090, ИНН 7801011470.

Решением от 19.12.2014 (судья Чуватина Е.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 данное решение отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и оставить в силе решение от 19.12.2014. По мнению подателя жалобы, основанием для безвозмездной передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность является включение их в границы населенных пунктов и перевод в связи с этим в категорию земель «земли населенных пунктов», которые согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации предназначены для застройки и развития населенных пунктов; оформление документов, необходимых для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче земельных участков и связанных с их формированием, относится к компетенции Теруправления Росимущества, а Администрация, не являясь правообладателем, не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений в отношении земельного участка, не принадлежащего муниципальному образованию.  

Теруправление Росимущества в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что безвозмездная передача имущества из федеральной собственности в муниципальную может иметь место только при наличии волеизъявления собственника; в установленном порядке испрашиваемые участки не переведены из категории земель лесного фонда, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, в земли иной категории, поскольку включение в границы населенного пункта лесных участков не согласовывалось с уполномоченным федеральным органом; земельный участок площадью 147,5 га не сформирован; решение вопроса о безвозмездной передаче земельных участков входит в компетенцию Росимущества.

В судебном заседании представитель Теруправления Росимущества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.   

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 № 357 утвержден проект черты поселка Ленинское МО «Первомайское сельское поселение» в границах территории площадью 1010,1 га и установлена черта данного поселка согласно приложениям 1–3 к названному постановлению. Приложением 1 к данному постановлению является Описание черты поселка Ленинское, приложением 2 – Баланс территории поселка, приложением 3 - план-схема проекта черты поселка. Указанными документами предусмотрено включение в границу населенного пункта пос. Ленинское земель лесного фонда площадью 147,5 га, в том числе квартал 145 Ленинского лесничества федерального государственного учреждения «Рощинский опытный лесхоз»; кварталы 34 и 37 Меднозаводского лесничества Парголовского парклесхоза государственного унитарного предприятия «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга».

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 869-р в границы населенного пункта пос. Ильичево МО «Первомайское сельское поселение» включен земельный участок площадью 180 000 кв. м, кадастровый номер 47:01:1706001:3067, с местоположением: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 103, выдел 22, части выделов 20, 21, 25, 26, квартал 104, выделы 27, 31, 34, части выделов 26, 28, 32, 42, относящийся к землям лесного фонда, с изменением вида разрешенного использования на «под строительство базы отдыха». Границы земельного участка определены кадастровым паспортом земельного участка.

Администрация обратилась к Теруправлению Росимущества с заявлением от 29.07.2013 № 1169 о безвозмездной передаче Участка 1 и Участка 2 из собственности Российской Федерации в собственность МО «Первомайское сельское поселение» в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Письмом от 29.04.2014 № 01-4019 Теруправление Росимущества сообщило Администрации об отказе в передаче в муниципальную собственность названных земельных участков по следующим причинам: испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда, которые в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности; не представлены документы, подтверждающие включение указанных земельных участков в границы населенного пункта, а также документы, необходимые для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка; право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки не зарегистрировано, в связи с чем Теруправление Росимущества не имеет возможности распорядиться данными участками; отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, для безвозмездной передачи участков из федеральной в муниципальную собственность.

Администрация, считая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Таким образом, имущество может быть безвозмездно передано из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования только при наличии предусмотренных названной выше нормой оснований.

Между тем само по себе включение земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в границы населенного пункта не свидетельствует о недопустимости нахождения участка в федеральной собственности. Убедительные доводы в обоснование необходимости использования испрашиваемых участков для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а именно для решения вопросов местного значения либо для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, Администрация не привела, достаточные доказательства в подтверждение использования участков в названных целях не представила. Необходимость представления для решения вопроса о передаче имущества документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, предусмотрена и подпунктом л) пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374. Однако такие документы Администрацией к заявлению, направленному в Теруправление Росимущества, приложены не были.     

В таком случае суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности заявителем наличия предусмотренных частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ оснований для безвозмездной передачи испрашиваемых земельных участков из одного уровня публичной собственности в другой.

Кроме того, апелляционный суд обоснованно принял во внимание правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 30.06.2006 № 8-П, определения от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 828-О-П), согласно которым для безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому необходимо согласованное волеизъявление как передающей, так и принимающей стороны. Однако в данном случае со стороны Российской Федерации такое волеизъявление отсутствовало, чем обусловлено и отсутствие части документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, в частности, документов, подтверждающих существование заявленных к передаче участков как самостоятельных объектов, надлежащим образом индивидуализированных, а также содержащих сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно посчитал оспариваемый отказ Теруправления Росимущества законным и отказал в удовлетворении требований Администрации.

Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы апелляционного суда, а свидетельствуют только о несогласии с ними. Отнесение земельных участков к категории земель населенных пунктов само по себе не означает, что эти участки используются исключительно для решения вопросов местного значения, и не освобождает Администрацию от обязанности документально подтвердить фактическое использование испрашиваемых участков в целях, указанных в статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Ссылка Администрации на невозможность самостоятельно подготовить документы, касающиеся формирования земельных участков и оформления права собственности Российской Федерации на них, также несостоятельна, поскольку без таких документов вопрос о передаче имущества не может быть разрешен по существу, а оснований для понуждения Российской Федерации в лице уполномоченных органов  подготовить такие документы при отсутствии ее волеизъявления на передачу земельных участков у суда апелляционной инстанции в рамках настоящего дела исходя из заявленных Администрацией требований не имелось.      

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление правильным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанного судебного акта.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу № А56-32019/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                И.В. Сергеева

Судьи                                                                                                         Т.С. Гафиатуллина

                                                                                                                      М.В. Захарова