АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 сентября 2018 года
Дело №
А52-4897/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области Николаева А.В. (доверенность от 19.09.2017 № 455), от Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области Хмелева Г.Б. (доверенность от 21.09.2018), Лапшиной О.Н. (доверенность от 18.09.2018),
рассмотрев 24.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.02.2018 (судья Буянова Л.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу № А52-4897/2017,
у с т а н о в и л:
Региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, место нахождения: 180007, Псковская обл., г. Псков, ул. Петровская, д. 51, ОГРН 146000000035, ИНН 6027999260 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области, место нахождения: 180017, Псковская обл., г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, дом 2а, ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228 (далее – Инспекция), о признании недействительным решения от 03.10.2017 № 16-03/50944 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 19.02.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение всех обстоятельств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает, что судами при принятии судебных актов неправильно применены положения пункта 6 статьи 250 и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), из которых следует, что проценты, полученные по договорам банковского счета, являются внереализационными доходами налогоплательщика. Податель жалобы указывает, что положение пункта 6 статьи 250 НК РФ не относит к целевому финансированию проценты за пользование средствами и не указывает, что к целевому финансированию относятся все средства, формирующие фонд капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки предъявленной 28.03.2017 Фондом в Инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год, Инспекцией составлен акт от 06.07.2017 № 16-03/57148, и с учетом возражений Фонда, принято решение от 03.10.2017 № 16-03/50944, которым Фонд привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 104 040 руб., Фонду доначислено 2 080 800 руб. налога на прибыль и 120 027 руб. 48 коп. пеней.
Основанием для принятия решения Инспекции послужил вывод налогового органа о неправомерном неотражении в составе внереализационных доходов процентов и не исчислении налога с них, что привело к нарушению Фондом положений пункта 6 статьи 250 НК РФ.
Инспекцией в решении указано, что согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, Фонд капитального ремонта включает в себя проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств, находящихся только на специальном счете. Проценты от размещения временно свободных средств, размещенных на счетах региональных операторов, не являются средствами, образующими Фонд капитального ремонта. Поскольку проценты не являются средствами собственников помещений и прямо не поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то они подлежат налогообложению налогом на прибыль в общем порядке в соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 16.11.2017 № 2.5-07/13127 решение Инспекции от 03.10.2017 № 16-03/50944 оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции от 03.10.2017 № 16-03/50944 неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования Фонда удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации Псковской области от 31.12.2013 № 384-р создана некоммерческая организация Псковской области - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который зарегистрирован в качестве юридического лица 13.02.2014 с присвоением ОГРН 146000000035, ИНН 6027999260.
Согласно Уставу Фонда, утвержденному приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10.02.2015 № 6, Фонд является некоммерческой организацией и осуществляет соответствующие функции в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: аккумулирует взносы на капремонт, для чего открывает на свое имя счета; является техническим заказчиком работ по капитальному ремонту, финансирует расходы на капремонт общего имущества в домах в пределах средств Фонда капремонта с привлечением средств из иных источников, в том числе из областного бюджета; управляет временно свободными денежными средствами на счетах (пункты 1.5, раздел 2).
Разделом 6 Устава определено, что источниками формирования имущества Фонда являются взносы (субсидии) Псковской области, платежи собственников помещений в многоквартирных домах, доходы от размещения временно свободных средств Фонда, полученные кредиты и займы, доходы от осуществляемой уставной деятельности, доходы от использования собственности Фонда, иные незапрещенные законодательством источники. Фонд не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли; источники имущества от деятельности Фонда остаются в его распоряжении и направляются на достижение целей, предусмотренных уставом (пункт 6.5). Фонд отвечает по своим обязательства тем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание (пункт 6.2). Фонд использует свое имущество для выполнения его функций и задач (пункт 6.3). Средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих Фонд капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах; использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда, не допускается (пункт 6.4).
Фонд являлся владельцем 81 специального счета, открытого в ПАО «Сбербанк» и АО «Россельхозбанк», предназначавшихся для совершения операций по капитальному ремонту конкретных многоквартирных домов.
Также Фонд в соответствии с договором от 12.03.2015, заключенным с ОАО «Банк ВТБ», являлся владельцем расчетного счета, с которого осуществлялись расчеты по операциям, связанным с формированием фондов капитального ремонта многоквартирных домов, без отнесения к конкретным адресам домов.
В соответствии с пунктом 3.1.11 договора между Фондом и ОАО «Банк ВТБ», последний принял на себя обязательство ежемесячно начислять проценты на остаток денежных средств и не позднее рабочего дня, следующего за днем начисления процентов, перечислять их на счет, что предусмотрено пунктом 3.1.12 договора в редакции согласно дополнительному соглашению сторон № 1 к договору банковского счета от 13.03.2015.
Кроме того, АКБ «СЛАВИЯ» в соответствии с договором от 20.02.2014 открыт расчетный счет для ведения Фондом непосредственно своей финансово-хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 10 404 000 руб., поступившие на счет Фонда, открытый в ОАО «Банк ВТБ», в виде процентов, начисленных на остаток средств, перечисленных собственниками жилых помещений в многоквартирных домах в качестве взносов на капитальный ремонт, были отражены Фондом в составе бухгалтерской отчетности за 2016 год в отчете о финансовых результатах.
Вместе с тем, поскольку в составе внереализационных доходов указанные проценты учтены не были, налог с них не исчислен, Инспекция пришла к выводу о несоблюдении Фондом положений пункта 6 статьи 250 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что удовлетворяя требования Фонда, суды правомерно указали следующее.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 НК РФ.
Согласно статье 248 НК РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Согласно абзацу двадцать второму подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В части 1 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, то есть на момент начала спорного налогового периода) было предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют Фонд капитального ремонта.
В силу части 7 статьи 170 и части 3 статьи 178 ЖК РФ (в редакции того же Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) средства собственников помещений в многоквартирных домах, размещаемые на счете, счетах регионального оператора, также были отнесены к средствам Фонда капитального ремонта и могли быть использованы только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах, включая доходы, полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 355-ФЗ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств Фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют Фонд капитального ремонта.
Таким образом, в полном объеме все виды денежных средств, привлеченных для проведения капитального ремонта, образуют Фонд капитального ремонта, независимо от выбранного способа их формирования (части 2 и 7 статьи 169 ЖК РФ), а также независимо от избранного владельца данного счета (части 2 и 3 статьи 175 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства Фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Согласно части 3 статьи 179 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, действовавшей в период спорных отношений) средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих Фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства Фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 ЖК РФ, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ.
Аналогичные правила установлены статьей 175.1 ЖК РФ к использованию доходов, полученных от размещения временно свободных средств Фонда капитального ремонта, формируемого на специальных счетах.
Как верно указали суды, анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что средства Фонда капитального ремонта, формируемые на счете регионального оператора, в том числе доходы (проценты), полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях, могут быть использованы только по целевому назначению и не могут быть использованы владельцем счета по своему усмотрению.
Таким образом, с учетом положений ЖК РФ и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора, имеют целевое назначение и при ведении раздельного учета доходов (расходов) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Ссылки Инспекции на письма Министерства финансов России от 22.02.2017 № 03-03-06/1/10318 и от 23.05.2017 № 03-03-06/3/31610 правомерно отклонены судами, поскольку данные письма не отвечают признакам нормативных правовых актов и содержащиеся в них положения не подлежат обязательному применению.
Кроме того, суды отметили, что по смыслу статьи 7, части 2 статьи 1 и частей 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, с учетом основных начал жилищного законодательства, право на денежные средства Фонда капитального ремонта, включая право распоряжения ими, может принадлежать только собственникам помещений многоквартирного дома (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2013 № 93-КГПР13-4).
Кроме того, суды правомерно указали, что деятельность Фонда обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования Фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих Фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, должны использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, т.е. исключительно в целях, предусмотренных частью 1 статьи 174 ЖК РФ (пункт 7.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П).
Как обоснованно отметили суды, то обстоятельство, что в абзаце двадцать втором подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, не указаны «проценты», не изменяет в рассматриваемом случае статуса процентов как средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, в рассматриваемом налоговом периоде Фонд по спорному счету, открытому в ОАО «Банк ВТБ», вел раздельный учет как денежных средств, поступающих от собственников многоквартирных домов на капитальный ремонт общего имущества, так и расходов, перечисляемых подрядчикам в рамках заключенных договоров на ремонт многоквартирных домов.
Поскольку средства Фонда в полном объеме относятся к средствам собственников жилья и не подлежат включению в доходную часть, Фонд вел раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования и имел право на применение подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то он правомерно не включил средства Фонда в виде процентов в налоговую базу в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку, ранее исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу № А52-4897/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С. Васильева
Судьи
Л.И. Корабухина
Ю.А. Родин