НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 24.09.2015 № А56-81429/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2015 года

Дело №

А56-81429/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Пи Эм Ай Девелопмент» ФИО1 (доверенность от 01.06.2015), ФИО2 (доверенность от 01.12.2014), от службы государственного строительного надзора и экспертизы ФИО3 (доверенность от 12.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2015 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу № А56-81429/2014,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Пи Эм Ай Девелопмент» (место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, В.О. 17-я линия, д. 4-6, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д.10-12, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, изложенного в сообщении от 27.10.2014 № 38/017/2014-76, 77, 90/019/2014-468, 469, 473, 474, 441, 442, 484, 485, 486, 488, 489, 490, 493, 495, 479, 480, 462, 463, 454, 455, 452, 453, 445, 446, 481, 482, 443, 444, 67, 71, 72, 74, 459, 460, 457, 458, 466, 467, 38/025/2014-177, 181, 209, 184, 189, 206, 208, 207, 205, 203, 192, 193, 196, 190, 197, 200, 199, 201, 210; а также обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать Обществу свидетельства о праве собственности на следующие объекты индивидуального жилищного строительства: с кадастровым номером 78:34:0004427:3181, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А; с кадастровым номером 78:34:0004427:3189, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Б; с кадастровым номером 78:34:0004427:3193, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. В;  с кадастровым номером 78:34:0004427:3179, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Д; с кадастровым номером 78:34:0004427:3183, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Ж; с кадастровым номером 78:34:0004427:3187, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. И; с кадастровым номером 78:34:0004427:3178, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Е; с кадастровым номером 78:34:0004427:3184, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. О; с кадастровым номером 78:34:0004427:3186, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Т;  с кадастровым номером 78:34:0004427:3196, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. К;  с кадастровым номером 78:34:0004427:3195, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Л; объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 78:34:0004427:3190, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Р; с кадастровым номером 78:34:0004427:3177, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Н; с кадастровым номером 78:34:0004427:3180, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. М; с кадастровым номером 78:34:0004427:3192, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. П; с кадастровым номером 78:34:0004427:3194, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. 3; с кадастровым номером 78:34:0004427:3188, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. С; с кадастровым номером 78:34:0004427:3185, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. У; с кадастровым номером 78:34:0004427:3191, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Ф; с кадастровым номером 78:34:0004427:3182, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. Х.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Приморского района Санкт-Петербурга (место нахождения: 197374,  Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация), открытое акционерное общество «Сбербанк России» (место нахождения: 117997, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Банк), Служба государственного строительного надзора и экспертизы (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Служба).

Решением суда первой инстанции от 20.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2015, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Службы с доводами кассационной жалобы согласился.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004427:3156, 78:34:0004427:3157. 78:34:0004427:3164, 78:34:0004427:3165, 78:34:0004427:3166, 78:34:0004427:3167, 78:34:0004427:3168, 78:34:0004427:3169, 78:34:0004427:3170, 78:34:0004427:3171, 78:34:0004427:3172, 78:34:0004427:3173, 78:34:0004427:3174, 78:34:0004427:3175, 78:34:0004427:3176, 78:34:0004427:3163, 78:34:0004427:3162, 78:34:0004427:3161, 78:34:0004427:3160, 78:34:0004427:3159, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <...>,  5,  6,  7,  8,  9,  10,  11, 12,  13, 14,  15, 16, 17, 18, 19,  20, (восточнее дома 2, литера А по Лесной улице), назначение земельных участков – для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).

Вышеуказанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка общей площадью 6 000 кв.м, с кадастровым номером 78:34:4427:24, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, который принадлежал на праве собственности ФИО4 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 серии 78-АД № 962642).

Администрацией 16.07.2012 выдано ФИО4 разрешение № 78-49 на строительство 20 индивидуальных жилых домов на указанном земельном участке.

Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 18.06.2012 № 1242 утвержден градостроительный план № RU78100000-15091 земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А.

В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU78100000-15091 основным видом его разрешенного использования является размещение индивидуальных жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных) с участками не менее 150 кв.м, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инфраструктуры.

На основании заявления Общества и в соответствии с распоряжением  Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 05.02.2014 № 557-рк «Об утверждении границ земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 78:34:4427:24 был разделен на 20 земельных участков.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществило строительство 20  индивидуальных жилых домов на 20 земельных участках, принадлежащих ему на праве собственности.

Согласно кадастровым паспортам от 25.04.2014 №№ 78/201/14-106038, 78/201/14-105730, 78/201/14-105727, 78/201/14-105877; от 26.04.2014 №№ 78/201/14-107195, 78/201/14-107205, 78/201/14-107218, 78/201/14-107223, 78/201/14-107234, 78/201/14-107215, 78/201/14-107221, 78/201/14-107211; от 28.04.2014 №№ 78/201/14-107457, 78/201/14-107437, 78/201/14-108996, 78/201/14-109362, 78/201/14-108832, 78/201/14-108859, 78/201/14-108303, 78/201/14-107534, в апреле 2014 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу осуществлен государственный кадастровый учет 20 индивидуальных жилых домов.

Общество обратилось в Управление с заявлениями от 16.06.2014 о государственной регистрации права собственности на 20 индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <...> лит. А, Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х.

Управление уведомлением от 27.10.2014 № 38/017/2014-76,77, 90/019/2014-468, 469, 473, 474, 441, 442, 484, 485, 486, 488, 489, 490, 493, 495, 479, 480, 462, 463, 454, 455, 452, 453, 445, 446, 481, 482, 443, 444, 67, 71, 72, 74, 459, 460, 457, 458, 466, 467, 38/025/2014-177, 181, 209, 184, 189, 206, 208, 207, 205, 203, 192, 193, 196, 190, 197, 200, 199, 201, 210 отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на указанные объекты, сославшись на то, что заявитель не представил разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию,  а также указало на отсутствие оснований для государственной регистрации права на объекты в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, полагая, что данный отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает его права.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав оспариваемый отказ незаконным и обязал Управление осуществить государственную регистрацию права собственности на спорные объекты.

Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Общий порядок государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости предусмотрен статьей 25 Закона о регистрации, которая предусматривает, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Согласно статье 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года (ранее до 01.03.2015) разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 5 статьи 25.3 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Статьей 25.3 Закона о регистрации предусмотрен, так называемый, упрощенный порядок государственной регистрации прав на недвижимость, чаще именуемый «дачной амнистией», который, по сути, заключается в отсутствии необходимости представить в регистрирующий орган разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Отказывая в государственной регистрации Управление сослалось на то, что порядок государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, установленный статьей 25.3 Закона о регистрации, не применим к юридическому лицу. Права Общества на указанные объекты подлежат регистрации в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации, которая предусматривает представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку такое разрешение Обществом не представлено Управление отказало в осуществлении регистрационных действий.  

Констатируя отсутствие у заявителя необходимости представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Закона о регистрации и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ) до 01.03.2015 (в настоящее время до 01.03.2018) не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

Между тем пункт 4 статьи 8 Закона № 191-ФЗ, также как статья 25.3 Закона о регистрации введены в действие Федеральным законом от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». То есть указанные нормы права адресованы только гражданам и не подлежат применению в отношении юридических лиц.

Таким образом, Общество для осуществления государственной регистрации права собственности на указанные объекты индивидуального жилищного строительства должно было представить в регистрирующий орган решение о вводе данных объектов в эксплуатацию. Поскольку такое разрешение не было представлено Управление правомерно отказало в государственной регистрации.

Учитывая изложенное, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу № А56-81429/2014 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий

А.В. Кадулин

Судьи

Т.С. Гафиатуллина

 И.В. Сергеева