НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 24.09.2015 № А56-74533/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 октября 2015 года

Дело №

А56-74533/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,

при участии прокурора Яковлевой Н.В. (служебное удостоверение), от Федерального казенного учреждения «Исправительная Колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области» Татаринковой Л.Н. (доверенность от 28.08.2015), от Федерального государственного унитарного учреждения «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний Земцова М.С. (доверенность от 20.05.2015), от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Берзон Т.В. (доверенность от 16.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 (судья Варенникова А.О.) и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу № А56-74533/2014,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Ленинградской области (далее - Прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в интересах публично-правового образования - Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 14, ОГРН 1027809233770, ИНН 7825046249; далее - УФСИН) с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная Колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (место нахождения: 187022, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пгт Форносово, Дальняя ул., д. 3, ОГРН 1034701895150, ИНН 4716003602; далее - Колония) и Федеральному государственному унитарному предприятию «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний (место нахождения: 160017, Вологда, Ленинградская ул., д. 73-А, ОГРН 1023500885231, ИНН 3525041676; далее - Предприятие) о признании недействительным договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 30.12.2013 № 39, заключенного между Колонией и Предприятием и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения на Предприятия обязанности возвратить Колонии помещения, переданные по указанному договору.

Решением суда первой инстанции от 02.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2015, в иске отказано.

В кассационной жалобе Прокурор, ссылаясь на то, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

УФСИН и Колония в отзывах на жалобу, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители УФСИН, Колонии и Предприятия, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, нежилое здание дежурной части (лит. Е) с основными пристройками (лит. Е1, Е2), общей площадью 493,2 кв.м, с кадастровым номером 47-78-29/082/2007-086, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Форносово, Дальняя ул., д. 3, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 25.01.2011 серии 47-АБ № 051917) и закреплено за Колонией на праве оперативного управления для использования в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметам первой необходимости для нужд осужденных, содержащихся в Колонии (свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2011 серии 47-АБ № 173851).

Заместитель директора ФСИН России полковник внутренней службы Сапожников А.Я. телеграммой от 21.10.2013 направил начальникам всех территориальных органов ФСИН России распоряжение о передаче Предприятию по договорам безвозмездного пользования помещений магазинов исправительных учреждений для организации торговой деятельности по реализации продуктов питания и предметов первой необходимости.

Во исполнение указанного распоряжения Колония (ссудодатель) и Предприятие (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования от 30.12.2013 № 39, по которому ссудополучателю передано указанное здание для организации розничной торговли, сроком до 31.12.2014.

Считая, что договор безвозмездного пользования от 30.12.2013 № 39 заключен с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) без проведения конкурсов и аукционов, Прокурор обратился в арбитражный суд с данным иском.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что договор безвозмездного пользования, с учетом специфики деятельности УФСИН и Колонии, заключен в соответствии с действующим законодательством; передача помещений исправительной колонии в пользование организаций не входящих в систему уголовно-исполнительных наказаний не предусмотрена.

Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, либо закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, либо принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1), уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы). В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Кроме того Перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» в уголовно-исполнительную систему также входят предприятия, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговлю, организацию перевозок грузов.

Пунктом 100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 и согласованных с Генеральной прокуратурой Российской Федерации для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.

Следовательно, одним из направлений деятельности исправительного учреждения является, в том числе, обеспечение осужденных продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости. С этой целью созданы предприятия, входящие в уголовно-исполнительную систему, осуществляющие реализацию их осужденным в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Одним из таких предприятий является ответчик, целью которого является не только извлечении прибыли, но и привлечение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания на территории Северо-Западного Федерального округа.

В силу статьи 11 Закона № 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы (ФСИН России), который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Суды, проанализировав материалы дела с учетом приведенных норм права, пришли к правильному выводу о том, что договор безвозмездного пользования от 30.12.2013 № 39, заключенный между Колонией и Предприятием, заключен с целью реализации задач поставленных перед уголовно-исполнительной системой.

Проведение торгов с целью заключения договора безвозмездного пользования со сторонней организацией, не входящей в уголовно-исполнительную систему, на которые указывает Прокурор, повлечет за собой нарушение требований действующего законодательства, поскольку предоставленные в пользования помещения будут использоваться с целью извлечения прибыли, а не развития уголовно-исполнительной системы в целом.

Кроме того, в данном случае при заключении спорного договора отсутствует ограничение конкуренции, защита которой является целью Закона о конкуренции. 

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что спорный договор не противоречит закону и отказали Прокурору в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу № А56-74533/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместитель прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Кадулин

Судьи

Т.С. Гафиатуллина

 И.В. Сергеева