АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года
Дело №
А21-14625/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Балткомавто» ФИО1 (доверенность от 24.01.2023) и ФИО2 (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев 20.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А21-14625/2022,
у с т а н о в и л:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Балткомавто», адрес: 236013, Калининград, 1-я Алтайская ул., д. 29, II из лит. Р, Р1, ком. 26, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), 96 348 507,16 руб. субсидии, предоставленной по соглашению от 11.02.2021 № 020-11-2021-199.
Решением суда от 03.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить иск.
По мнению подателя кассационной жалобы, предоставленные средства субсидии во взыскиваемом размере подлежат возврату, поскольку в 2021 финансовому году Общество не достигло значения результата предоставленной субсидии - фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии составило 84 единицы при плановом значении 188 единиц; суды необоснованно суммировали количество изготовленных автомобилей в 2020 году с показателями 2021 года; обстоятельства о перераспределении плановых показателей в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, признанные судами обстоятельствами непреодолимой силы, не могли оказать влияние на подготовку и исполнение Обществом производственного плана на 2021 года.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Правилами о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4, Евро-5 и выше, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 № 31 (далее - Постановление № 31), Министерство и Общество 11.02.2021 заключили соглашение № 020-11-2021-199 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения субсидия предоставляется из федерального бюджета в целях:
- компенсации части затрат получателя, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4, Евро-5 и выше (далее - транспортные средства);
- снижения финансовой нагрузки на получателя и стабилизации цен на выпускаемую им продукцию в соответствии с подпрограммой «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
В силу пункта 4.1.4.1 Соглашения Министерство обязано установить значения результатов предоставления субсидии в приложении № 2 к Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
Пунктами 4.3.2, 4.3.3.1 Соглашения установлена обязанность Общества обеспечить достижение значений результата предоставления субсидии и значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии в отчетном финансовом году, установленных в соответствии с пунктами 4.1.4.1 и 4.1.4.2 Соглашения; представить в Министерство отчеты о достижении значений результата предоставления субсидии и значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, заверенного руководителем получателя или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), на бумажном носителе и путем использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с пунктом 4.1.5.1 Соглашения не позднее 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, по формам, установленным в приложениях № 3, 3.1 к Соглашению.
Приложением № 2 к Соглашению плановое значение результата предоставления субсидии «Обеспечение производства транспортных средств в объеме не менее показателей, утвержденных производственными планами производителя на текущий финансовый год» (далее - результат предоставления субсидии) установлено в количестве 188 единиц.
В случае если получателем не достигнуты значения результата предоставления субсидии и значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, установленные Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения, Министерство обязано направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в размере, рассчитанном по формуле, приведенной в приложении № 4 к Соглашению, в порядке, предусмотренном пунктом 5.2.3 Соглашения, с обязательным уведомлением получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.
Пунктом 4.3.6.1 Соглашения установлена обязанность получателя субсидии в случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.8 Соглашения возвратить средства субсидии в размере и в сроки, определенные в таком требовании. Получатель возвращает субсидию в размере, определяемом по установленной формуле (приложение № 4 к Соглашению).
Во исполнение условий Соглашения (пункт 2.1) и дополнительного соглашения от 27.12.2021 № 020-11-2021-199/7 к нему Министерство в период с марта 2021 по декабрь 2021 года перечислило Обществу субсидию в размере 174 228 765,20 руб.
Указывая на то, что в соответствии с представленными Обществом отчетами фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии составило 84 единицы, а значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, рассчитываемое согласно приложению № 2.1 к Соглашению, составило 0,447, что свидетельствует о недостижении установленных значений результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, Министерство 23.03.2022 направило Обществу претензию № 23536/20 с требованием возвратить 96 348 507,16 руб. субсидии.
Оставление Обществом без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 этой статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением № 31 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4, Евро-5 и выше (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил под затратами производителей, связанными с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении транспортных средств, на возмещение которых предоставляется субсидия, понимаются затраты без учета сумм налога на добавленную стоимость, понесенные производителями с 1 января года, предшествующего году, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии, за вычетом затрат на оплату труда, оплату электроэнергии и осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Таким образом, как верно признано судами, целью субсидии, предоставленной на основании Соглашения от 11.02.2021, является возмещение (компенсация) Обществу затрат, понесенных в 2020 году.
Суды установили, что в 2020 году (в году, предшествующем году заключения Соглашения) затраты Общества на производство 313 единиц грузовых автомобилей составили 1 729 738 484,09 руб.
Предоставленная в 2021 году на основании Соглашения финансовая поддержка в размере 174 228 765,20 руб. составила 10,1% затрат, понесенных Обществом на производство автомобилей в 2020 году.
Также суды установили, что в рамках Постановления № 31 Общество заключило с Министерством аналогичное соглашение о предоставлении субсидии на 2020 год, плановое значение результата предоставления субсидии по которому составляло 141 единица.
Таким образом, общее количество автомобилей, которое в соответствии с заключенными соглашениями планировалось к производству в целях предоставления субсидий в 2020 и 2021 годы, составило 329 единиц (141 + 188).
Согласно пункту 11 Правил для получения субсидии производитель, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее 12-го числа каждого месяца представляет в Министерство перечисленные в указанном пункте отчетные документы. При этом согласно подпункту «е» пункта 11, реестр выпущенных в обращение транспортных средств, входящий в состав вышеуказанных отчетных документов, предоставляется за период, начиная с 1 октября года, предшествующего текущему финансовому году, до 1-го числа месяца, в котором представляются отчетные документы.
Приложениями № 8, 9 к Соглашению установлена обязанность Общества указывать реестр транспортных средств, выпущенных именно с 1 октября 2020 года.
Соответственно, расчет результата предоставления субсидии должен производиться исходя из количества автомобилей, произведенных с 1 октября предшествующего года, а не с 01 января текущего года.
Как следует из представленных ежемесячных отчетных документов за октябрь 2020 года - июль 2021 года, начиная с 01.10.2020 Общество произвело 209 автомобилей, что превышает плановое значение, установленное Соглашением. Затраты Общества в 2021 году на производство автомобилей составили 806 261 257,31 руб.
Всего за 2020 и 2021 годы Общество изготовило 393 автомобиля (в 2020 году - 309 единиц (вместо 141 по плану), в 2021 году - 84 единицы (из 188 по плану), что на 64 единицы превышает плановые значения (141 + 188 = 329).
Суды отметили, что перераспределение количества произведенных Обществом автомобилей с 2021 года на конец 2020 года было вызвано принятием мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции, при этом не повлияло на общее плановое значение показателей планируемых к выпуску автомобилей за 2020 и 2021 годы.
Также суды учли, что Министерство, располагая отчетами по выполнению условий Соглашений о предоставлении субсидий в 2020 и 2021 годы, в том числе информацией об общем количестве произведенных автомобилей, не только не приостановило выделение субсидии, но и перечислило Обществу 28.12.2021 платежным поручением № 5077 последнюю часть субсидии в сумме 101 736 767,00 руб., что свидетельствовало о признании Министерством причин перераспределения плановых значений уважительными, а само перераспределение количества автомобилей между годами - не влекущим ответственность Общества.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы субсидии и отказали в удовлетворении заявленного Министерством требования.
Приведенные Министерством доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А21-14625/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Лущаев
Судьи
Л.И. Корабухина
Ю.А. Родин