НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 23.03.2022 № А05-7423/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 марта 2022 года

Дело №

А05-7423/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

при участии от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Мосунова П.Е. (доверенность от 10.01.2022 № 6), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
Контиевского С.Л. (доверенность от 20.12.2021 № 24-16/37186),

рассмотрев 22.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу № А05-7423/2021,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5,
ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Архангельску, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29,
ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108 (далее – Инспекция), от 12.01.2021
№ 2.13-15/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2021, в удовлетворении заявления Учреждения отказано.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.09.2021 и постановление от 28.12.2021, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных Учреждением требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае имелись обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины Учреждения во вмененном ему налоговом правонарушении; спорные земельные участки, по которым оспариваемым решением Учреждению доначислен земельный налог за 2019 год, являлись изъятыми из оборота на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и не подлежали обложению данным налогом; земельные участки, предоставленные для использования Вооруженным Силам Российской Федерации, могут использоваться ими в любой хозяйственной деятельности, направленной на решение возложенных на Министерство обороны Российской Федерации задач; Инспекция, установив нахождение на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:040211:114, 29:16:064702:48 объектов коммунальной инфраструктуры, не определила, используются ли такие объекты в целях обеспечения эксплуатации жилого фонда или нет, в связи с чем по данным земельным участкам была неверно применена ставка земельного налога в размере 1,5 процента; земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:48 не являлся объектом обложения данным налогом, поскольку находится в муниципальной собственности.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая решение от 27.09.2021 и постановление от 28.12.2021 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Учреждением 17.01.2020 налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год Инспекция 06.05.2021 составила акт № 2.13-15/2698 и с учетом возражений налогоплательщика, дополнительных материалов налоговой проверки 12.01.2021 вынесла решение № 2.13-15/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением Учреждению доначислено 37 067 569 руб. земельного налога, начислено 6 196 162 руб. 73 коп. пеней, Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1000 руб. штрафа.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 01.04.2021 №07-10/1/04627@ апелляционная жалоба Учреждения на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Учреждением требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Учреждению в 2019 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:040718:62, 29:22:040718:64, 29:22:023013:15, 29:16:064702:48, 29:16:064702:50, 29:22:040201:48, 29:22:040211:114, 29:22:040718:63, 29:16:064702:47, 29:16:221301:27, 29:22:022001:59, 29:22:022001:73, 29:16:221301:26, 29:22:022001:75, 29:22:022547:33, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:72, 29:22:050519:61, 29:22:000000:39, 29:22:022515:3, 29:16:064702:3140.

В ходе налоговой проверки Инспекция установила, что земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:022515:3, 29:22:000000:39 являются изъятыми из оборота, в связи с чем Учреждение правомерно не исчислило по ним земельный налог.

Инспекция также установила правомерность применения Учреждением ставки земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050519:61, поскольку он являлся ограниченным в обороте и был предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Основанием для доначисления Учреждению за 2019 год земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении налогоплательщиком налоговой базы по указанному налогу вследствие определения принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков как изъятых из оборота и, следовательно, не подлежащих обложению земельным налогом.

Из оспариваемого решения Инспекции следует, что в 2019 году Учреждение занизило подлежащий уплате земельный налог на 37 067 569 руб. в результате неотражения в налоговой декларации по данному налогу земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:221301:27, 29:16:221301:26, 29:22:022001:59, 29:22:022547:33, 29:22:022001:73, 29:22:022001:75, 29:22:040211:114, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:48, 29:16:064702:47, 29:22:040718:64, 29:16:064702:50, 29:22:040718:63, 29:22:023013:15, 29:22:040201:48, 29:22:040718:62, 29:16:064702:3140, 29:16:064702:72.

Проанализировав представленные Учреждением в ходе налоговой проверки документы, Инспекция установила, что все указанные земельные участки не являлись изъятыми из оборота и подлежали обложению земельным налогом.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.

В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды.

В соответствии с пунктами 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:16:064702:50, 29:22:040211:114 не являются ни изъятыми из оборота, ни ограниченными в обороте. Остальные из указанных в оспариваемом решении Инспекции земельных участков, по которым доначислен земельный налог, являются ограниченными в обороте.

Как установили суды двух инстанций, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:221301:27, 29:16:221301:26, 29:16:064702:50 Инспекция по итогам камеральной проверки не доначислила земельный налог Учреждению в связи с их незначительной кадастровой стоимостью.

Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в проверенный налоговый период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

На территории муниципального образования «Город Архангельск» ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского Совета от 26.10.2005 № 51 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Пунктами 2.1, 2.2 указанного решения в редакции, действовавшей в спорном налоговом периоде, установлены следующие ставки земельного налога в зависимости от категорий участков:

- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в муниципальном образовании «Город Архангельск» и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Вывод судов о правомерности оспоренного Учреждением решения Инспекции сделан на основе исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств.

Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:22:040211:114, 29:16:064702:50, отнесенных к прочим земельным участкам, применена налоговая ставка в размере 1,5 процента, в отношении иных выявленных Инспекцией и ограниченных в обороте земельных участков применена ставка земельного налога в размере 0,3 процента.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:22:040211:114, 29:16:064702:50 суды установили, что они не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота, ограниченным в обороте, а относятся к прочим земельным участкам и подлежат обложению земельным налогом по ставке 1,5 процента.

Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:48 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания детского сада», фактически на нем располагалось здание детского дошкольного учреждения, принадлежащее муниципальному образованию «Город Архангельск».

Вопреки доводу кассационной жалобы Учреждение не представило доказательств отсутствия оснований для включения данного земельного участка в его налогооблагаемую базу по земельному налогу. Материалами налоговой проверки подтверждено, что в спорном периоде данный земельный участок принадлежал Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок с кадастровым номером 29:22:040211:114 имеет вид разрешенного использования «эксплуатация железнодорожного пути (повышенный путь) и площадок разгрузки и хранения сыпучих строительных материалов», на нем фактически расположены железнодорожный путь и указанная площадка для хранения, которые переданы по договору от 17.04.2015 № 141/3/2/АИ-39 в аренду обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Трансмор».

На указанном земельном участке располагались сети водопровода Кузнечихинского промышленного узла (кадастровый номер 29:22:000000:8365), сети коллектора хозяйственно-бытовой канализации «Севтрансстроя» (Кузнечихинского промышленного узла), что подтверждено представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.

На земельном участке с кадастровым номером 29:22:040211:114 также располагается станция диагностики (кадастровый номер 29:22:040211:297), которая в проверенном периоде принадлежала на праве оперативного управления федеральному государственному казенному учреждению «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Архангельской области», правопреемником которого является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области.

Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:50, по которому Учреждению земельный налог не доначислялся, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации тренажера».

Согласно выписке из ЕГРН в отношении данного земельного участка на нем расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 29:16:064702:107 – объект незавершенного строительства, 29:16:064702:176 – здание тренажера, правообладателем которого является ООО «Авиатор-Про».

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.

Земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:022001:59, 29:22:022547:33, 29:22:022001:73, 29:22:022001:75, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:47, 29:22:040718:64, 29:22:040718:63, 29:22:023013:15, 29:22:040201:48, 29:22:040718:62, 29:16:064702:3140, 29:16:064702:72, 29:16:221301:27, 29:16:221301:26 являются не изъятыми из оборота, а ограниченными в обороте, поскольку были предоставлены для обеспечения обороны и безопасности, таможенных нужд.

При этом судами установлено, материалами дела подтверждено и Учреждением не опровергнуто, что на всех перечисленных земельных участках, являющихся ограниченными в обороте, в спорном налоговом периоде не размещались объекты недвижимости для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.

Как обоснованно указали суды, в представленных в материалы дела правоустанавливающих документах и документах государственного кадастрового учета на спорные земельные участки отсутствуют сведения об их изъятии из оборота.

На земельном участке с кадастровым номером 29:22:040718:62 находится здание санитарно-эпидемиологической службы, используемое акционерным обществом «Главное управление обустройства войск», согласно информации, представленной федеральным государственным казенным учреждением «1469 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Госпиталь), 25.05.2018 заключен государственный контракт на ремонт здания санитарно-эпидемиологической службы. Однако вопрос выделения денежных средств на проведение такого ремонта на момент проведения налоговой проверки не решен.

На земельном участке с кадастровым номером 29:22:040718:64 находится здание районных электрических сетей, переданное в безвозмездное пользование акционерному обществу «Оборонэнерго».

Как установлено в ходе налоговой проверки и судами, на земельном участке с кадастровым номером 29:22:023013:15 находятся участки внутриквартальной сети хозяйственно-бытовой канализации (кадастровый номер 29:22:000000:8271), магистральных водопроводов (кадастровые номера 29:22:000000:8378, 29:22:000000:8409), которые включены в реестр имущества муниципального образования «Город Архангельск» и переданы на основании концессионного соглашения ООО «РВК-центр», осуществляющему деятельность по водоснабжению и водоотведению.

Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:47 подлежит обложению земельным налогом по ставке 0,3 процента, так как занят объектом жилого фонда – четырехэтажным жилым домом, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития». Кроме того, наниматели жилых помещений в указанном доме, как установили суды, не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации.

В ответ на требование Инспекции от 23.10.2020 № 2.13-15/13345 Учреждение пояснило, что земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:47 и находящиеся на нем объекты недвижимости в пользование войсковой части 49324-4 или иным войсковым частям не передавались.

На земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:221301:26, 29:16:221301:27, имеющими вид разрешенного использования «для государственных нужд», в проверенном периоде располагались склады, указанные земельные участки впоследствии переданы в собственность муниципального образования «Город Архангельск».

Суды установили, что на земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:221301:26, 29:16:221301:27, на которых согласно доводам Учреждения располагались здания и сооружения военного городка № 3, уже в 2015 году не использовались для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:73 имеет вид разрешенного использования «эксплуатация станции технического обслуживания».

В возражениях на акт налоговой проверки Учреждение указало, что на данном земельном участке располагается военный городок № 44, однако согласно пояснениям налогоплательщика, направленным в ответ на требование Инспекции от 21.02.2020 № 2.13-15/8603, данный участок был освобожден.

В ходе проведенных Инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля Учреждение представило выписку из приказа начальника Северодвинского местного гарнизона от 06.11.2015 № 151 «О назначении должностных лиц, организующих охрану высвобождаемых (высвобожденных) военных городков на 2016 год», из пункта 1 которого следует, что военный городок № 44 высвобожден.

Земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:59 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий складов и гаража», при этом доказательств передачи данного земельного участка войсковой части
90384, использования склада, расположенного на названном земельном участке, Учреждение не представило.

Суды двух инстанций установили, что земельный участок с кадастровым номером 29:22:040718:63 имеет вид разрешенного использования «для нужд Министерства обороны Российской Федерации (эксплуатация зданий и сооружений КЭЧ Архангельского гарнизона)» и был сформирован внутри земельного участка с кадастровым номером 29:22:040718:61. В спорный период земельный участок с кадастровым номером 29:22:040718:61 и находящееся на нем здание «Казарма восстания» находились в оперативном управлении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Учреждение не имело никакого отношения к данному земельному участку и располагавшемуся на нем зданию.

На основании пояснений налогоплательщика и данных из ЕГРН Инспекция установила, что на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040718:63 располагалась трансформаторная подстанция, правообладателем которой являлось акционерное общество «Оборонэнерго».

Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:48 имел вид разрешенного использования «здания и сооружения госпиталя».

В ответ на требование Инспекции от 21.02.2020 № 2.13-15/8603 Учреждение пояснило, что на названном земельном участке расположен имущественный комплекс Госпиталя, на момент проведения налоговой проверки велись работы по освобождению указанного земельного участка.

На основании выписки из ЕГРН Инспекция установила, что на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040201:48 частично расположены линейные объекты: наружные водопровод, высоковольтная и низковольтная линии энергоснабжения, поскольку на нем находятся точки подключения данных линейных объектов к сетям, находящимся в оперативном управлении Архангельской таможни.

Расположенные на указанном земельном участке здания находятся в оперативном управлении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, а трансформаторные подстанции – в оперативном управлении акционерного общества «Оборонэнерго».

В ходе налоговой проверки в ответ на требования Инспекции Госпиталь сообщил, что приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.06.2014 № 1096, 1097 Учреждению было предписано освободить объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040201:48.

На момент проведения проверки 75 процентов зданий на данном земельном участке были освобождены Учреждением в соответствии с решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2016 по делу
№ А05-11079/2015 и переданы в 2018 году в пользование образовательному учреждению.

Из земельного участка с кадастровым номером 29:22:040201:48 в 2018 году был выделен земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:1687 с расположенными на нем 4 объектами недвижимости, принадлежащими на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Вид разрешенного использования данного земельного участка в период владения им Учреждением – «здания и сооружения госпиталя».

Суды установили, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 01.02.2019 № 166 прекращено право Учреждения постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 29:22:040201:1687, о чем 15.03.2019 внесены сведения в ЕГРН. Находящийся на указанном земельном участке Архангельский гарнизонный военный суд начал функционировать в марте 2019 года.

Инспекция доначислила Учреждению земельный налог по данному земельному участку с учетом полных месяцев владения им в 2019 году.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72, имеющим вид разрешенного использования «для размещения объектов воздушного транспорта», суды установили, что фактически указанный участок использовался неограниченным кругом лиц в целях, не связанных с обеспечением обороны и безопасности (расположение объектов жилищного фонда, магазинов, объектов социальной сферы, религиозного назначения).

На данном земельном участке находится аэродром Архангельск (Талаги), из которого в проверенном периоде вылеты осуществляло акционерное общество «Нордавиа – Региональные авиалинии», осуществляющее пассажирские перевозки.

На земельном участке с кадастровым номером 29:16:064702:72 расположены 17 жилых домов Талажского авиагородка, которые переданы в собственность муниципального образования «Город Архангельск».

В ходе налоговой проверки Учреждение представило письмо командира войсковой части 52918-2 (ранее войсковая часть 49324-4), согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 29:16:064702:72 находятся объекты и инфраструктура данной войсковой части.

Однако суды сочли неподтвержденными достаточными доказательствами факт расположения названной войсковой части на спорном земельном участке, а также отметили, что на нем располагались объекты иного различного функционального назначения.

Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:3140 имел вид разрешенного использования «для размещения объектов воздушного транспорта» и был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72.

Согласно сведениям из ЕГРН на данном земельном участке располагались здания спортивного корпуса и стрелкового тира, сам участок вместе с расположенными на нем зданиями в июле 2019 года передан в собственность Архангельской области, в ЕГРН 16.12.2019 зарегистрировано прекращение права Учреждения постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.

Суды на основании представленных в материалы дела доказательств установили, что в период владения Учреждением земельным участком с кадастровым номером 29:16:064702:3140 на нем не размещались объекты недвижимости для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.

Земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:022001:75, 29:22:022547:33 имеют виды разрешенного использования «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений подсобного хозяйства», «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений военного городка».

Учреждение указало, что данные земельные участки вместе с расположенными на них зданиями и сооружениями военных городков № 44 и 12 были переданы в пользование войсковой части 90384.

В ходе проведенных Инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля Учреждение представило выписку из приказа начальника Северодвинского местного гарнизона от 06.11.2015 № 151 «О назначении должностных лиц, организующих охрану высвобождаемых (высвобожденных) военных городков на 2016 год», из пункта 1 которого следует, что военный городок № 44 высвобожден.

Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022547:33 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами 29:22:022547:120, 29:22:022547:121, 29:22:022547:122, 29:22:022547:123, 29:22:022547:124, принадлежащие на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», собственником которых является Федеральная служба исполнения наказаний.

Доказательств осуществления постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, размещения других войск, воинских формирований в иных имеющихся на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022547:33 объектах недвижимости налогоплательщик в материалы дела не представил.

На основании установленных фактических обстоятельств рассматриваемого дела суды пришли к правомерному выводу о том, что спорные земельные участки, принадлежащие Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относятся к землям, изъятым из оборота, и, следовательно, подлежат обложению земельным налогом.

Предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, суды двух инстанций не установили.

Оспариваемое решение Инспекции являлось законным, у судов двух инстанций отсутствовали правовые основания для признания его недействительным.

Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу № А05-7423/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны – без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая