АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 декабря 2021 года
Дело №
А13-15459/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 16.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу № А13-15459/2020,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонное), адрес: 162602, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества «Северсталь», адрес: <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), финансовых санкций
на основании решений от 01.06.2020 № 045S19200005278, 045S19200005248, 045S19200005224, 045S19200005277 в общей сумме 7 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 01.06.2021 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2021 в части, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций. По мнению подателя жалобы, срок привлечения к ответственности не пропущен, поскольку подлежит исчислению с даты, когда Управлению стало известно о нарушении, то есть с 02.04.2019, а выводы судов об обратном не основаны на законе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило решение и постановление оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление в связи с обращением
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с заявлениями о назначении трудовой пенсии по старости провело документарные проверки достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета. Результаты проверок отражены в актах от 25.09.2019 № 190, от 10.10.2019 № 200, от 12.12.2019 № 292, от 16.12.2019 № 291.
Так, согласно акту проверки первичных документов в отношении ФИО1 Управление установило, что он работал в качестве машиниста экскаватора с 28.09.1999 по 09.11.1999, машиниста бульдозера 130 л.с. с 10.11.1999 по 31.12.2000 в управлении железнодорожного транспорта (УЖДТ) в цехе пути и сооружений Общества. При этом право на досрочное назначение пенсии по старости дает работа в качестве рабочего и бригадира на шлаковых отвалах и разработке шлака (код позиции списка 2040100а-1753а) при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени). Вместе с тем соглашения о совмещении профессий за данный период в отношении ФИО1 не представлены, в связи с чем определить, сколько времени в течение полного рабочего дня ФИО1 был занят выполнением работ в качестве машиниста экскаватора, машиниста бульдозера 130 л.с. в условиях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закон № 400-ФЗ), по списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство» подраздел 2 «Доменное производство» не представляется возможным.
Установив изложенное, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002
№ 516 (далее – Правила № 516), и необходимости представления корректирующих индивидуальных сведений на общих условиях на ФИО1 за периоды работы с 28.09.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2000 ввиду недостоверности ранее представленных сведений за указанные периоды.
Управление направило в адрес Общества уведомление от 22.01.2020 № 279 об устранении расхождений в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление получено Обществом 27.01.2020.
Письмом от 31.01.2020 № 119 Общество сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
По результатам проверки первичных документов в отношении ФИО2 Управление установило, что в период с 01.01.2000 по 27.06.2002 (3 отчетных периода) он работал в качестве электрослесаря по ремонту электрооборудования, электростанций котельного, турбинного цехов и топливоподачи 5 разряда в ТЭЦ-ЭВС-2 (теплоэлектроцентраль - электровоздуховной станции-2) Общества. Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по Списку № 2 раздел 13 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) дает работа в качестве электрослесаря всех наименований - мастера, старшего мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и приготовления) в местах его установки» (код позиции Списка 2140000б-23362). В период с 01.01.2000 по 30.06.2000 документы, подтверждающие постоянную занятость ФИО2 на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи в местах установки не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не представилось возможным. Управление пришло к выводу о нарушении Правил № 516 и необходимости представления уточненных (исправленных) на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО2 за периоды работы с 01.01.2000 по 30.06.2000 и недостоверности этих сведений.
В адрес Общества направлено уведомление от 22.01.2020 № 280 об устранении расхождений в течение 5 рабочих дней с даты.
Общество письмом от 31.01.2020 № 118 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
Согласно акту по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО3 Управление установило, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе ПАО «Северсталь» в период с 21.11.1999 по 31.12.2001 (3 отчетных периода). Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, раздела 3 Списка № 2 «Металлургическое производство» подраздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести пользуются электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, код позиции Списка 2040200а-19861, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания за период с января 1999 года по апрель 2001 года обществом не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным, наименование по профессии «электромонтер по ремонту обмоток и изоляции» Списком № 2 не предусмотрено.
Управление пришло к выводу о нарушении Правил № 516 и необходимости представления на общих основаниях уточненных (исправленных) индивидуальных сведений на ФИО3 за период с 01.01.1999 по 31.12.2001 год и недостоверности этих сведений.
В адрес Общества Управление направило уведомление от 14.11.2019
№ 267 об устранении расхождений.
Общество письмом от 19.11.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
Согласно акту проверки по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО4 установлено, что он работал в Общества в качестве: начальника смены производственно-технологического бюро производственного блока с 01.01.2003 по 09.04.2003; старшего мастера участка по переработке отходов металлургического производства ДСУ-4 в цехе шлакопереработки с 10.04.2003 по 04.09.2008; старшего мастера участка по переработке шлаков и отходов производства ДСУ-3, ДСУ-4 в цехе шлакопереработки с 05.09.2008 по 28.02.2009; мастера отделения переработки шлака, переработка шлаков и отходов производства ДСУ-3, ДСУ-4 в доменном цехе с 01.03.2009 по 31.01.2010; мастера, переработка отходов металлургического производства ДСУ-4, отделения переработки шлака с 01.02.2010 по 20.04.2010; старшего мастера (переработка сталеплавильных шлаков и отходов металлургического производства) отделение переработки шлаков с 21.04.2010 по 31.12.2011.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются начальники смен, мастера и старшие мастера по Списку № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздел 1 «Доменное производство», коды позиции Списка 2040100б-24043 и 2040100б-23187, мастера и старшие мастера по Списку № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических сетей. Обжиг доломита и извести», код позиции Списка 2040200б-23187, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Как указывает Управление, в перечень рабочих мест цеха шлакопереработки за 2003 год дробильно-сортировочная установка-3 (ДСУ-3) страхователем не заявлена, так как работники не заняты на шлаковых отвалах и на разработке шлака, следовательно, индивидуальные сведения должны быть сданы на общих основаниях. Также согласно акту проверки перечня рабочих мест ДСУ-4 цеха шлакопереработки от 16.03.2010 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ работникам не определено, так как по представленным документам на ДСУ-4 поступают отходы металлургического производства, которые нельзя отнести к шлаку, на ДСУ-4 структурно шлаковый отвал не выделен, работники не заняты на шлаковых отвалах и на разработке шлака. Управление пришло к выводу о нарушении Правил № 516 и необходимости представления на общих основаниях уточненных (исправленных) индивидуальных сведений на ФИО4 за 2003-2009 годы, 1 полугодие 2010 года ввиду недостоверности этих сведений.
В адрес Общества направлено уведомление от 29.10.2019 № 259 об устранении расхождений. Уведомление получено обществом 05.11.2019.
Общество письмом от 07.11.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
По результатам рассмотрения материалов указанных документарных проверок и возражений Общества Управлением составлены акты о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.04.2020 № 045S18200005588, 045S18200005577, 045S18200005540, 045S18200005515, а затем вынесены решения от 01.06.2020 № 045S19200005278, 045S19200005248, 045S19200005224, 045S19200005277, которыми Общество привлечено к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 7 000 руб.
В требованиях от 29.06.2020 № 045S01200006168, 045S01200006167, 045S01200006166 и 045S01200006165 Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафов в срок до 22.07.2020.
Поскольку в установленный срок требования не исполнены, Управление обратилось в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и доводы сторон, отказали в удовлетворении заявленных требований, так как пришли к выводу об отсутствии в деле доказательств фактической неполноты либо недостоверности представленных обществом сведений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Суды двух инстанций правомерно исходили из того, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даст право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список № 2), дает работа при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени).
В подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе за периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из пункта 5 разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Профессия «Рабочие и бригадиры на шлаковых отвалах и разработке шлака» входит в Список № 2 (позиция 2040100а-1753а раздел 3 «Металлургическое производство». Подраздел 1 «Доменное производство»).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 за период работы 28.09.1999-31.12.1999, 01.01.2000 по 30.04.2000 в сведениях об особых условиях работы Общество указывало код 2040100а-1753а.
Профессия «электрослесарь» входит в Список № 2 (позиция 2140000б-23362 раздел 13 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство»).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 следует, что за период с 01.01.2000 по 30.06.2000 год в сведениях об особых условиях работы Общество указывало код 2140000а-18455 (слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики), который также входит в Список № 2.
Профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» входит в Список № 2 (позиция 2040200а-19861 раздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести»).
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО3 усматривается, что за 1999-2001 годы в сведениях об особых условиях работы Общество указывало код 2040200а-19861.
Профессии «начальники смен» и «мастера, старшие мастера» входят в Список № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздела 1 «Доменное производство», коды позиции Списка 2040100б-24043 и 2040100б-23187, раздела 3 «Металлургическое производство» подраздела 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических сетей. Обжиг доломита и извести», код позиции Списка 2040200б-23187.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО4 за 2003-2009 годы, 1 полугодие 2010 года в сведениях об особых условиях работы Общество указывало коды 2040100б-24043, 2040100б-23187.
Суды учли, что исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона
№ 27-ФЗ страхователь представляет лишь документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается Пенсионным фондом Российской Федерации, а не страхователем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из материалов дела следует, что страхователь представил в Управление такие сведения, какие учитывались им самим. В ходе проверки не установлено, что, указывая в индивидуальной отчетности в отношении третьих лиц основания для досрочного назначения трудовой пенсии, Общество представляло заведомо недостоверные сведения.
Привлекая Общество к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, Управление не только не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), но и не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.
Судебные инстанции правильно заключили, что само по себе то обстоятельство, что Управление не смогло определить время, занятое работниками в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения.
Фактически выводы о недостоверности представленных сведений Управление сделало исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах Общества. Возражения страхователя на акты проверки оставлены управлением без исследования и проверки.
При таком положении суды обоснованно посчитали недоказанными выводы Управления о представлении Обществом неполных либо недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц. Иное из материалов дела не следует.
Доводы, опровергающие выводы судебных инстанций в этой части, в кассационной жалобе Управлением не приведены.
Оснований для иной оценки установленных судами обстоятельств суд кассационной инстанции не усматривает.
Кроме того, суды, сославшись на статью 113 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали вывод о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения решений от 01.06.2020. При этом суды правомерно указали, что положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), введены в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 01.01.2017 и исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, как ухудшающие положение лица, привлекаемого к ответственности, не могут применяться к правоотношениям в связи с фактами представления Обществом сведений, последние из которых представлены за полугодие 2010 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Управлению во взыскании с Общества финансовых санкций в сумме 7000 руб.
Поскольку нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу № А13-15459/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
С.В. Лущаев
Ю.А. Родин