609/2023-57515(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «ПСМ» ФИО1 (генеральный директор),
рассмотрев 22.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Калининградской области на решение Арбитражного
суда Калининградской области от 16.01.2023 и постановление Тринадцатого | ||
арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу № | А21-8232/2022, | |
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ПСМ» (238311, Калининградская обл., г.о. Гурьевский, <...>;
; ИНН | 3906225094 |
ОГРН ; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании
незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН
; ИНН |
; далее – Министерство) от 04.05.2022 № 2056-
ОС об отказе в предоставлении Обществу права пользования участком недр
«Смирновское», расположенным в Озерском р-не Калининградской области (далее – участок недр), о признании незаконным бездействия Правительства Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН
; ИНН |
; далее – Правительство), выражающегося в
непринятии постановления о проведении аукциона на право пользования
указанным участком недр, а также о возложении на Правительство обязанности принять решение о проведении в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда аукциона на право пользования данным участком недр с установлением стартового размера разового платежа за пользование участком недр.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области ФИО2 (далее – Уполномоченный по защите прав предпринимателей).
В целях установления минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при проведении аукциона на право пользования недрами при проведении аукциона на право пользования участком недр определением суда от 26.09.2022 была назначена судебная экспертиза с приостановлением производства по делу до получения экспертного заключения; определением суда от 29.11.2022 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части признания незаконным бездействия Правительства, выражающегося в непринятии постановления о проведении аукциона, и возложения на него обязанности принять решение о проведении аукциона. По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 07.07.2021 о предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Министерство уведомлением от 17.08.2021 сообщило Обществу о соответствии заявления требованиям законодательства, а также о начале процедуры подготовки проекта постановления Правительства о проведении аукциона на право пользования участком недр.
Впоследствии Министерство направило Обществу письмо от 04.05.2022 № 2056-ОС с отказом в предоставлении права пользования участком недр, сославшись на невозможность выполнить законодательно возложенные на него обязательства по осуществлению расчета стартового платежа для аукциона.
Общество обратилось с жалобой на действия Министерства и Правительства к Уполномоченному по защите прав предпринимателей, в ответ на которое письмом Уполномоченного по защите прав предпринимателей от 16.06.2022 № 39-УПП-00205 подателю жалобы разъяснено, что факт нарушения законодательства был установлен при проведении проверки органами прокуратуры Калининградской области, по результатам проверки министру природных ресурсов и экологии Калининградской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Посчитав свои права нарушенными указанными решением Министерства и бездействием Правительства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) основанием
предоставления права пользования участками недр является, в частности, решение создаваемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации аукционной комиссии о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а в случае, предусмотренном частью восьмой статьи 13.1 настоящего Закона, о предоставлении права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям настоящего Закона и условиям объявленного аукциона, или единственному участнику аукциона.
Согласно статье 3 Закона Калининградской области от 23.12.2009 № 408 «О недропользовании в Калининградской области» (далее – Закон № 408) (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) к полномочиям Правительства Калининградской области относится: предоставление права пользования участками недр местного значения, за исключением случаев, установленных подпунктами 14-1 и 14-3 пункта 4 настоящей статьи (пункт 5); принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов и аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр относительно участков недр местного значения (пункт 11).
В силу пункта 8 статьи 4 Закона № 408 к полномочиям уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования относится подготовка проектов правовых актов Правительства, регулирующих отношения недропользования в Калининградской области.
Как предусмотрено статьей 8 Закона № 408, конкурсы или аукционы на право пользования участками недр местного значения проводятся на основании решения Правительства, которое оформляется правовым актом Правительства. Организация и проведение конкурсов или аукционов в целях предоставления в пользование участков недр местного значения осуществляются в порядке и на условиях проведения таких конкурсов или аукционов, определенных Правительством в соответствии с Законом о недрах.
Постановлением Правительства от 31.12.2013 № 1010 утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калининградской области (далее – Порядок № 1010).
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 1010 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым отношениям) субъекты предпринимательской деятельности, заинтересованные в предоставлении права пользования участками недр (далее – заявители) в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, подают заявку в уполномоченный орган по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Пунктом 25 Порядка № 1010 предусмотрено, что Министерство в срок не более одного месяца с даты получения документов, указанных в пунктах 14 и 15 Порядка: рассматривает представленные документы (при необходимости с
использованием дополнительных сведений, привлеченных специалистов, обследованием месторождений и участков недр, на которых выявлены признаки месторождений) (подпункт 1); при принятии положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов готовит проект правового акта Правительства о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения (подпункт 2); при принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения представленных документов готовит заявителю мотивированный отказ (подпункт 3).
В силу пункта 25 Порядка № 1010 основанием для отказа в рассмотрении представленных заявителями документов является несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктами 14 и 15 настоящего Порядка.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представленные Обществом документы с заявлением на предоставление права пользования участком недр соответствовали требованиям, указанным в пунктах 14 и 15 Порядка № 1010.
Судами также установлено, что Министерство 17.08.2021 после рассмотрения представленных Обществом документов приняло решение об их соответствии требованиям Порядка № 1010 и приступило к подготовке нормативного акта о проведении аукциона.
Последующий отказ Министерства в предоставлении права пользования участком недр на основании того, что оно не может выполнить возложенные на него законодательством полномочия по осуществлению расчета стартового платежа для аукциона, признан судами неправомерным, поскольку такое основание для отказа Порядком № 1010 не предусмотрено.
При этом факт нарушения Министерством законодательства был установлен при проведении проверки органами прокуратуры Калининградской области.
Согласно части второй статьи 40 Закона о недрах минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в размере не менее десяти процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации, за исключением разового платежа за пользование недрами, устанавливаемого в отношении нефти и (или) газового конденсата, а также в отношении трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами установлена приказом Минприроды России и Роснедр от 31.03.2022 № 242/01, а методика, действовавшая в период возникновения спорных правоотношений, была утверждена приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232.
Согласно заключению эксперта от 18.11.2022 № ЭЗ22-017, подготовленному по результатам проведенной судебной экспертизы, рыночная стоимость одной тонны сапропеля в Калининградской области за шесть месяцев, предшествующих проведению оценки (на 10.11.2022), составляет 795 руб.; минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами при проведении аукциона на право пользования участком недр, составляет 496 750 руб.
Исходя из того, что после принятия Министерством решения о соответствии заявления Общества требованиям законодательства Правительство было обязано издать соответствующий правовой акт о проведении аукциона на право
пользования участком недр, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности заявленных им требований, определив минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами при проведении аукциона на право пользования участком недр в указанном размере.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.01.2023 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 | ||
по делу № | А21-8232/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу | |
Правительства Калининградской области – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Алешкевич Судьи А.Г. Кудин
И.Г. Савицкая