НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 22.02.2024 № А13-5003/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 февраля 2024 года

Дело №

А13-5003/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» Хамидулиной А.Ф. (доверенность от 06.02.2024),

рассмотрев 21.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу № А13-5003/2023,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – Россети», адрес: 121353, Москва, МО Можайский, ул. Беловежская, д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г.Вологда, ул. Герцена, д.27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее – Департамент) о возложении на Департамент обязанности произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2020 по договору аренды лесного участка от 01.11.2011 № 13/467 с учетом коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда: для категории лесных земель, равного 0,5.

Решением суда от 23.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2023, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на ошибочность (необоснованность) их выводов ввиду лесного законодательства, условий рассматриваемого договора аренды. По мнению ответчика, в рассматриваемом случае суды неверно решили вопрос о правомерности применения дополнительного поправочного коэффициента 0,5, поскольку согласно таксационному описанию, содержащемуся в сведениях государственного лесного реестра, на арендованном лесном участке расположена линия электропередач, а не просека. Просека находится за пределами площади, представленной по договору в аренду, т.е. на праве аренды используются участки лишь под опорами ВЛ-220 кВ «КиземаШангалы». Податель жалобы настаивает на том, что поскольку договор заключен именно с целью эксплуатации линейного объекта ВЛ-220, то при расчете арендной платы правомерно учитывался понижающий коэффициент 0,1.

В отзыве на жалобу Общество указывает не несостоятельность кассационных доводов Департамента.

В судебном заседании представитель Общества подержал доводы отзыва.

Представители Департамента, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, между ПАО «Россетти» (арендатор, правопредшественник Общества) и Департаментом (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка от 01.11.2011 № 13/467 (далее - Договор).

Срок действия Договора – до 30.09.2060 (пункт 7.1).

Согласно условиям Договора арендатору передается лесной участок с целью эксплуатации линейного объекта ВЛ-220 кВ «Кизема-Шангалы» в Тарногском районе, в объемах согласно приложению 2 к Договору (пункт 1.4).

Пунктом 2.3 Договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению при изменении составляющих формулы исчисления арендной платы, указанной в приложении 7 к Договору. При этом арендодатель извещает об этом арендатора путем направления письменного уведомления с приложением нового расчета арендной платы. После изменения арендной платы арендный платеж оплачивается арендатором после получения уведомления на ближайшую дату платежа, включая при необходимости доплату за предыдущие периоды.

Указывая, что в расчетах арендной платы в Договоре Департаментом не применен подлежащий применению понижающий коэффициент состояния лесного фонда 0,5, Общество обратилось в суд с настоящим иском об обязании произвести такой перерасчет с 01.01.2020.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Суды обоснованно констатировали цели сделки (рассматриваемого договора аренды лесного участка) в соответствии с требованиями статей 25, 71 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) как использование лесов для эксплуатации линейного объекта ВЛ-220 (без изъятия лесных ресурсов), на основании арендных правоотношений на платной основе, применили к этим отношениям положения лесного законодательства статьи 73, 94 ЛК РФ, учли утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310) ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, и усмотрели правовые и фактические основания для признания на стороне ответчика вышеупомянутой обязанности.

Такой вывод обоснован судами следующим.

Согласно статье 73 ЛК РФ (часть 1) размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Исходя из указанных норм, суды сделали правильный вывод о том, что размер арендной платы по Договору аренды относится к категории регулируемых цен.

При этом суды обоснованно указали, что размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и Постановлением № 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

Как верно отметили суды, применительно к спорному вопросу о возможности применения понижающего коэффициента 0,5, его применение обусловлено фактическим состоянием конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.

Так часть 3 статьи 6.1 ЛК РФ к нелесным землям относит земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Несмотря на то, что Лесной кодекс не дает определения просеки, исходя из системного толкования положений части 3 статьи 6.1, части 1 статьи 68.3 ЛК РФ следует, что под просекой понимается часть лесного участка, на которой отсутствует лесная растительность.

Поскольку Договор аренды лесного участка заключен с целью эксплуатации линейного объекта ВЛ-220 кВ «Кизема-Шангалы», то в силу пункта 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 (далее – Правила № 434), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) на Общество (имеющего в собственности линейные объекты), возложена обязанность, в том числе прокладки и содержания в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Ширина такой просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (подпункт «а» пункта 8 Правил № 434).

На дату заключения Договора действовали аналогичные положения Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 (пункт 8).

Поскольку (в чем на основании аэрофотосъемки удостоверились суды) лесной участок, переданный Обществу в аренду по Договору аренды, фактически занят просекой, то следует согласиться с Обществом о необходимости определять размер арендной платы за использование участка с применением поправочного коэффициента 0,5 - установленного абзацем четвертым примечания 8 к таблице 16 Постановления № 310 (т.е. как для земельных участков, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями).

Указанная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.03.2022 № 307-ЭС22-783, определении от 11.01.2024 № 302-ЭС23-26657.

То, что опоры ВЛ-220 кВ «Кизема-Шангалы» находятся вне границ просеки, Департамент в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций не доказал. Напротив, материалами дела подтверждается, что опоры ВЛ расположены именно в пределах просеки, на безлесном участке.

Направленность доводов Департамента на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора не входит в полномочия суда округа.

Доводы участников спора получили правильную судебную оценку; выводы судов по существу спора являются законными и обоснованными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу № А13-5003/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов