АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 октября 2015 года | Дело № | А21-10284/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Маер» генерального директора Кобзева С.Н. (протокол собрания участников от 06.12.2013 № 2), Лапинского В.В. (доверенность от 11.01.2015 № 1), Подтоптанного Д.А. (доверенность от 12.10.2015 № 1), от Калининградской областной таможни Алликас Е.И. (доверенность от 01.10.2014 № 73), Полтавского О.В. (доверенность от 30.10.2014 № 170), рассмотрев 14.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу № А21-10284/2014 (судьи Борисова Г.В., Третьякова Н.О., Сомова Е.А.) у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний Маер», место нахождения: 236008, Калининград, улица Грибоедова, дом 16-1, ОГРН 1083925039065, ИНН 3906203326 (далее – Общество, ООО «ГК Маер») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решений Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее – Таможня, таможенный орган) об отказе в регистрации ДТ от 02.10.2014 № 10112030/021014/0000139 и ДТ от 17.10.2014 № 10012030/171014/0001492 и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения права и законных интересов Общества путем принятия и регистрации указанных деклараций. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 (судья Сычевская С.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 решение от 18.03.2015 отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены. В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит постановление от 21.07.2015 отменить, оставить в силе решение от 18.03.2015. Податель жалобы считает, что в данном случае имеет место общий порядок декларирования товаров и не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о применении в рассматриваемом случае подпункта «а» пункта 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение № 294). Общество в представленном отзыве на кассационную жалобу считает указанные в ней доводы несостоятельными, просит обжалуемое постановление по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, в октябре 2014 года ООО «ГК Маер» были совершены таможенные операции по таможенному декларированию товаров, доставляемых в адрес физических лиц, путем подачи на Мамоновский таможенный пост Калининградской областной таможни реестров экспресс-грузов № 10012030/021014/0000139 и № 10012030/171014/0001492, используемых в качестве декларации на товары в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (далее - Решение КТС № 263). В графе 3 указанных реестров декларантом в качестве документов, подтверждающих соблюдении запретов и ограничений указан подпункт «а» пункта 5 Положения о порядке ввоза товаров № 294. В качестве сопровождающих документов была представлена общая накладная, а также индивидуальные накладные на каждый товар. 02.10.2014 Обществом получен лист отказа в регистрации ДТ № 10012030/021014/0000139, а 17.10.2014 - лист отказа в регистрации ДТ № 10012030/171014/0001492, где в качестве причин отказа указаны подпункты 3, 5 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), с примечанием: не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 ТК ТС; в отношении товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи таможенной декларации. Считая отказ таможенного органа в регистрации спорных ДТ незаконным, а свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлены все необходимые для регистрации деклараций документы (сертификаты соответствия/ декларации о соответствии товара). Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Общества, отметив, что при таможенном оформлении экспресс-грузов Обществом правомерно были использованы транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением соответствующего заявления. При этом суд, сославшись на подпункт «а» пункта 5 Положения № 294 пришел к выводу, что в данном случае представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется. Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права. В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 ТК ТС). Согласно части 4 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро, в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза. В рассматриваемом деле судами установлено, что спорный товар относится ко 2 категории экспресс-грузов, т.е к экспресс-грузам общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной не превышает 200 евро в эквиваленте (пункт 3 Порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, утвержденного Приказом ФТС России от 02.07.2013 № 1225 (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 № 29868). Исходя из положений пунктов 1, 2, 6 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (ред. от 21.01.2014) при таможенном декларировании экспресс-грузов декларантом или таможенным представителем предоставляется в таможенный орган письменное заявление, которое составляется в виде реестра экспресс-грузов, а также транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. Апелляционный суд, оценив документы представленные в материалы дела указал, что Обществом при таможенном оформлении экспресс-грузов правомерно были использованы транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением соответствующего заявления. При этом суд, ссылаясь на положения подпункта «а» пункта 5 Положения № 294, указал на то, что представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах в данном случае не требуется. Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего. Согласно пункту 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе, сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8). Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. С соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. В том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1). В силу пункта 4 Положения № 294 документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Подпункт «а» пункта 5 Положения № 294 является исключением, при соблюдении условий которого возможно декларирование товаров без предъявления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Такими условиями являются случаи помещения под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 настоящего Положения, продукции (товаров): бывшей в употреблении (эксплуатации); ввозимой (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов); в случаях ее временного размещения на таможенной территории Таможенного союза, за исключением ввозимой (ввезенной) по договорам финансового лизинга. Применительно к обстоятельствам настоящего дела Обществом не представлено доказательств соблюдения условий приведенных в подпункте «а» пункта 5 Положения № 294. С учетом изложенного, кассационный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае должны соблюдаться все предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза условия выбранной таможенной процедуры, в том числе должен применяться общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и применения запретов и ограничений. Согласно пункту 10 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (ред. от 21.01.2014) подача заявления должна сопровождаться предоставлением в том числе разрешений, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств - членов таможенного союза, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если их предоставление является условием помещения товаров под таможенную процедуру. В силу пункта 4 статьи 190 ТК ТС, таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если: в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 настоящего Кодекса (подпункт 3); в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (подпункт 5). Поскольку ввозимый Обществом товар относится к продукции легкой промышленности, а часть товара предназначена для детей, данный товар подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза. Учитывая, что на момент подачи реестров экспресс-грузов №№ 10112030/021014/0000139, 10012030/171014/0001492, используемых в качестве ДТ отсутствовали сведения о документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение таможенного органа об отказе в регистрации спорных ДТ в соответствии с подпунктами 3, 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС является законным и обоснованным. Поскольку решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены обжалованного судебного акта. В этой связи кассационный суд считает, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе. Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу № А21-10284/2014 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 по тому же делу. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.С. Любченко | |||