НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 21.09.2022 № А66-10758/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 сентября 2022 года

Дело №

А66-10758/2021

  Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

      рассмотрев 21.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверьинтерлес» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу                   № А66-10758/2021,

                                                   установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тверьинтерлес», адрес: 172200, Тверская обл., п.г.т. Селижарово, ул. Ленина, д. 116, ОГРН 1086913000624, ИНН 6939011745 (далее - ООО «Тверьинтерлес», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Тверской области (до переименования – Министерство лесного хозяйства Тверской области), адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации от 11.06.2021 № 1/75-21, изложенного в письме от 25.06.2021 № 729.

Решением суда от 18.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в связи с неправильным применением судами норм материального права, а также несоответствием выводов суда, фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы настаивает на том, что спорная лесная декларация в части декларирования лесовозного уса соответствует проекту освоения лесов, поскольку задекларированный объем древесины на лесовозном усе включен в общий годовой объем заготовки по договору аренды, который не превышен.

Представители Общества и Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке

     Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно пунктам 1.2 и 1.3 договора аренды лесного участка от 17.05.2011 № 75 (далее — Договор), заключенного Департаментом лесного комплекса Тверской области, правопреемником которого является Министерство,  Арендатору (Обществу) предоставлен лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 29 168 га для заготовки древесины, местоположение: Тверская область, Селижаровский район, Осташковское лесничество Тверской области, Селижаровское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Селижаровский лесхоз Селижаровского лесничества) кварталы 126-132, 134, в пределах кадастрового номера 69:29:000000:0004, площадью 688 га; Большекошинское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Большекошинское лесничество) кварталы 1- 72, 75-202, площадью 28 480 га.   

Ежегодный объем заготовки древесины установлен в объеме 27,02 тыс. куб. м, который включает в себя в том числе и объемы древесины, связанные с созданием объектов лесной инфраструктуры, в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, строительство, ремонт, эксплуатация лесных дорог, устройство противопожарных разрывов и т.д.) (приложения № 3 и № 6).

В связи с планированием заготовки древесины с 30.06.2021 по 29.06.2022 по договору аренды лесного участка от 17.05.2011 № 75, Общество 22.06.2021 представило в Министерство лесную декларацию № 1/75-21.

Письмом от 25.06.2021 № 729 Министерство отказало в приеме лесной декларация от 22.06.2021 № 1/75-21, поскольку она не соответствует требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме», поскольку проектом освоения лесов не предусмотрена рубка спелых и перестойных лесных насаждений (разрубка дороги) в квартале 59, выдел 12 Большекошинского участкового лесничества.

Общество, полагая отказ в принятии декларации незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать Министерство принять спорную декларацию.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного производства.

Суды правомерно квалифицировали спорные правоотношения как регулируемые лесным законодательством, условиями договора аренды лесного участка от 17.05.2011 № 75.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) лесные отношения регулируются нормами лесного законодательства.

К одному из видов использования лесов пунктом 1 части 1 статьи 25 данного Кодекса отнесена заготовка древесины.

Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным Кодексом (часть 8).

В силу части 7 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

В соответствии со статьей 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 настоящего Кодекса).

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).

Административным регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ № 69) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, при этом общая часть проекта освоения лесов содержит раздел «Создание лесной инфраструктуры», в который входят сведения характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры (Приложение № 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (Приложение № 9) (пункты 3, 7 раздела II Приказа № 69).

В ходе рассмотрения дела суды удостоверились в том, что Обществом подана декларация, предусматривающая сплошную рубку в лиственном хозяйстве для разрубки дороги (приложение 1) в квартале 59, выдел 12 Большекошинского участкового лесничества.

Вместе с тем, сведения о проектируемом объеме предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры рубок лесных насаждений в Большекошинском участковом лесничестве (таблица 9 (9)) в проекте освоения лесов отсутствуют(проект освоения лесов Общества утвержден приказом Министерства от 17.05.2019 № 141-у).

Установленные обстоятельства не позволяют сделать вывод о правомерности и обоснованности заявленных Обществом требований.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего спора суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу № А66-10758/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверьинтерлес» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин