АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 сентября 2018 года
Дело №
А26-8279/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Артюховой Е.А. (доверенность от 29.12.2017 № 1.4-20/85),
рассмотрев 19.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2018 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу № А26-8279/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Росбет», место нахождения: 119019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 15, стр. 1, ОГРН 1033700089906, ИНН 3702136008 (далее – Общество, ООО «Росбет»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 12 А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее – Инспекция), от 01.08.2017 № 1.5-08/103 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 9 374 500 руб. за неприменение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018, оспариваемое постановление Инспекции изменено в части назначения Обществу наказания, размер штрафа снижен до 30 000 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый – об отказе в удовлетворении заявления Общества. Налоговый орган не согласен с выводом судов о недоказанности суммы выплаченных без применения ККТ в виде выигрыша денежных средств. По мнению Инспекции, реальная сумма выданных денежных средств физическим лицам в качестве выигрышей установлена налоговым органом и составляет 12 519 383 руб. 06 коп.; Общество не оспаривало указанную сумму, расчет основан на записях в кассовой книге и расчетных кассовых ордерах Общества (фискальный отчет содержит только информацию о поступлении денежных средств). Кроме того, налоговый орган указывает на то, что назначенный судом штраф в размере 30 000 руб. не выполняет основную цель административного наказания за допущенное Обществом нарушение требований по применению ККТ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал приведенные в жалобе доводы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 26.06.2017 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», а также по вопросам полноты учета выручки, соблюдения Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 в пункте приема ставок на исход событий букмекерской конторы по адресу: г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 18, 2 эт., пом. 5, 6.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в данном пункте при приеме ставок установленная ККТ марки «Меркурий-180К» заводской № 16408451 (зарегистрирована 08.09.2016) при осуществлении денежных расчетов при приеме ставок на исход событий за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 в общей сумме 12 519 383 руб. 06 коп. не применялась. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки выполнения требований законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 26.06.2017 № НО-005895 (1.5-08/205).
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом налогового органа в присутствии представителя Общества 18.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении № 1.5-08/103 и 01.08.2017 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, что составило 9 374 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения. При этом, исходя из того, что Инспекцией не доказан размер выплаченных без применения ККТ денежных средств, суд первой инстанции посчитал возможным изменить постановление налогового органа и назначить минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, то есть 30 000 руб.
Апелляционный суд согласился с указанными выводами и оставил решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Законом № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь (организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Под расчетами понимается, в частности, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (статья 1.1 Закона № 54-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к настоящему делу) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.
Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности установлены статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ.
Неприменение ККТ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В рассматриваемом случае Инспекция, привлекая Общество к указанной административной ответственности, исходила из того, что за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 заявитель осуществил выдачу денежных средств при выплате выигрышей в общей сумме 12 519 383 руб. 06 коп. без применения ККТ «Меркурий-180К» (заводской № 16408451), установленной в букмекерской конторе.
Вместе с тем, как указано судами двух инстанций, доказательств выдачи денежных средств именно в том в размере, который определен Инспекцией, материалы дела не содержат. Так судами установлено, что согласно кассовой книге заявителя и расходным кассовым ордерам, представленным в материалы дела, денежные средства выдавались и принимались от кассира Общества, что, однако, не подтверждает факт выплаты выигрышей физическим лицам и их размер, поскольку (как усматривается из кассовой книги) часть денежных средств возвращалась кассиром в кассу.
Поскольку Инспекцией для установления размера штрафа неполно исследованы значимые для дела обстоятельства, не истребованы в полном объеме документы, позволяющие с точностью определить размер выплаченных в качестве выигрыша денежных средств, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление Инспекции, уменьшив назначенный заявителю штраф до минимального размера, предусмотренного соответствующей санкцией, с чем согласился апелляционный суд.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу № А26-8279/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобуИнспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
А.Г. Кудин
И.О. Подвальный