АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 сентября 2023 года
Дело №
А42-5936/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 18.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобуфедерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу № А42-5936/2021,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области, адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Пронина, д. 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция), от 03.03.2021 № 232 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 10.11.2022 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Инспекции на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Заводская ул., д. 7, ОГРН 1045100211530, ИНН 5190132315 (далее - Управление).
Решением суда от 14.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, прекращено производство по требованию о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления 3 461 355 руб. земельного налога и начисления соответствующих этому налогу пеней и штрафа в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1. Оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 процента, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1; общая сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) снижена до 10 000 руб. В остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, отсутствие в законодательстве четких критериев разграничения ограниченных и изъятых из оборота земельных участков, предоставленных в ведение Минобороны России, позволяет Минобороны России определять перечень таких земельных участков. Учреждение указывает, что на земельных участках, расположенных на территории Мурманской области, расположены объекты недвижимого имущества Минобороны России, закрепленные за Учреждением на праве оперативного управления и используемые в целях осуществления деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем участки являются изъятыми из оборота и не могут быть объектами налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год Инспекция составила акт от 06.05.2020 № 2290 и приняла решение от 03.03.2021 № 232 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Инспекции Учреждению доначислено 4 185 553 руб. земельного налога, начислено 767 940,05 руб. пеней, 209 278,26 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для доначисления налога послужили выводы Инспекции о необоснованном невключении в налогооблагаемую базу по земельному налогу за 2019 год ряда земельных участков, принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. По мнению Инспекции, спорные земельные участки не могли быть отнесены к участкам, изъятым из оборота, которые не признаются в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения.
Решением Управления от 28.05.2021 № 182 апелляционная жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Учреждение оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, установив, что принадлежащие Учреждению земельные участки с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 ограничены в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, пришел к выводу о неправомерности исчисления Инспекцией в отношении этих земельных участков земельного налога за 2019 год по ставке, превышающей 0,3 процента, в связи с чем признал недействительным оспариваемое решение Инспекции в указанной части. Не установив правовых оснований для освобождения других спорных земельных участков от обложения земельным налогом, суд первой инстанции признал оспариваемое решение Инспекции в соответствующей части законным и обоснованным.
В части требования о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 3 461 355 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 51:18:0000000:1, суд прекратил производство по делу на основании пункта 1 статьи 150 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ); 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами); 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота) признаются ограниченными в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2019 № 306-ЭС19-12663 по делу № А57-575/2018, от 02.10.2019 № 305-ЭС19-17427 по делу № А40-171109/2018 приведена правовая позиция, согласно которой для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Соответственно, изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков для целей обеспечения обороны, безопасности, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.
Таким образом, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности, имели соответствующий вид разрешенного использования (для нужд обороны) и фактически использовались для обеспечения деятельности в области обороны, что может подтвердить только фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов, а именно зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для названных нужд.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что у Учреждения на постоянном (бессрочном) пользовании находятся земельные участки, расположенные на территории Мурманской области, в том числе 24 спорных земельных участка (кадастровые номера 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571, 51:18:0030105:1277, 51:18:000000:19, 51:19:000000:128, 51:19:0080101:11, 51:19:0020131:2, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:190050205:10, 51:19:0080109:3, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:3, 51:19:0080101:105, 51:19:0060301:4, 51:04:0030001:33, 51:04:0030001:32, 51:19:0050201:33, 51:19:0050304:431, 51:19:0050307:576, 51:04:0070001:22, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674).
Спорные земельные участки находятся в федеральной собственности, вместе с тем не являются изъятыми из оборота, поскольку не заняты находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорных земельных участках расположены линия электропередач уличного освещения (51:18:0000000:21); штаб, здание караульного помещения, склады, железнодорожный путь, сети холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся с марта 2018 года в собственности Муниципального образования городское поселение Полярные Зори (51:28:0100004:23), при этом в зданиях отсутствовало какое-либо имущество Минобороны России; сооружения коммунального хозяйства и сети теплоснабжения, собственником которых с января 2019 года является Муниципальное образование Кандалакшский район (51:19:0050307:571, 51:19:0050304:431); наружные тепловые сети (51:18:0000000:7779); административное здание, собственником которого с 19.02.2010 является акционерное общество «Военторг-Запад» (51:18:0030105:1277).
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 24.03.2022 по делу № А42-1107/2020 земельные участки с кадастровыми номерами 51:19:0050307:571, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 признаны подлежащим налогообложению по ставке 0,3 процента как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суды пришли к выводу об отсутствии оснований считать спорные земельные участки изъятыми из оборота. Ввиду отсутствия правовых оснований для освобождения спорных земельных участков от налогообложения налоговым органом правомерно произведено начисление Учреждению соответствующих сумм земельного налога за 2019 год, пени и штрафа.
Приведенные Учреждением в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу № А42?5936/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Лущаев
Судьи
Ю.А. Родин
Е.И. Трощенко