ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
20 июля 2005 года | Дело №А21-230/05-С1 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества «Калининграднефть» ФИО1 (доверенность от 12.12.2004 №216), ФИО2 (доверенность от 12.12.2004 №217) и ФИО3 (доверенность от 31.01.2005 №042),
рассмотрев 20.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.03.2005 по делу № А21-230/05-С1 (судья Мялкина А.В.),
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Калининграднефть» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №8 по городу Калининграду, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по городу Калининграду, (далее - Инспекция) от 29.12.2004 №2956К, принятого по результатам камеральной проверки декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за июль 2004 года.
Инспекция предъявила встречное требование о взыскании с Общества 138 руб. штрафа в соответствии с оспариваемым решением налогового органа.
Решением от 16.03.2005 суд удовлетворил заявление Общества, установив несоответствие оспариваемого решения Инспекции пунктам 1, 6 статьи 171 и пункту 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), и отказал в удовлетворении встречного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и взыскать с Общества 138 руб. штрафа. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права, а Общество неправомерно заявило налоговые вычеты в декларации по НДС по внутреннему рынку, «так как вся деятельность предприятия осуществляется в целях получения дохода от экспортных операций». Поскольку реализация нефти на внутреннем рынке не осуществлялась, налоговый орган считает, что налоговые вычеты по объектам завершенного строительства не подлежат возмещению, а налогоплательщику следует применить эти вычеты в декларации по ставке НДС 0%.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества просили оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 29.12.2004 №2956К, принятому по результатам камеральной проверки декларации Общества по НДС (внутренний рынок) за июль 2004 года, Инспекция признала неправомерным предъявление в этой декларации к вычету 4 297 549 руб. НДС, уплаченных налогоплательщиком по объектам завершенного строительства (нефтяным скважинам), принятым на учет и введенным в эксплуатацию. В связи с этим налоговый орган доначислил Обществу названную сумму налога за июль 2004 года, взыскал 690 руб. НДС и 35,9 руб. пеней, а также привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 138 руб. штрафа.
Отказ в применении налоговых вычетов основан на том, что Общество осуществляет реализацию нефти только на экспорт, поэтому налоговые вычеты по объектам завершенного строительства не подлежат возмещению, а «должны быть заявлены в декларации по НДС по ставке 0% в соответствии с порядком, установленным пунктами 3 и 5 статьи 172 НК РФ». При этом Инспекция указывает на то, что в проверяемой декларации по НДС налогоплательщиком не отражены операции по реализации нефти на внутреннем рынке.
Кассационная инстанция считает, что данное решение Инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса и нарушает права Общества.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права установлены в статьях 171-172 НК РФ. В силу пункта 1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, а вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 этого же Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено анной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Однако в пункте 5 статьи 172 НК РФ предусмотрен особый порядок применения налоговых вычетов, установленных пунктом 6 статьи 171 НК РФ. Согласно названной норме вычеты этих сумм налога производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, то есть после ввода их в эксплуатацию.
В силу названных норм основанием для единовременного применения налоговых вычетов при проведении капитального строительства являются фактическая уплата налогоплательщиком сумм НДС подрядным организациям в соответствии с выставленными ими счетами-фактурами; принятие на учет и ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства. При этом право налогоплательщика на применение таких вычетов не зависит от размера налоговой ставки, в том числе и 0%, подлежащей применению при налогообложении операций, осуществляемых им при использовании объектов незавершенного строительства. В связи с этим несостоятелен довод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно предъявил оспариваемую сумму НДС в декларации по внутреннему рынку.
В данном случае Инспекция не оспаривает наличие у Общества на момент предъявления 4 297 549 руб. НДС к вычету по декларации за июль 2004 года документов, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 172 НК РФ, что и является основанием для применения налоговых вычетов и возмещения указанной суммы налога в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ. При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое решение налогового органа о взыскании недоимки и о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, не соответствует нормам налогового кодекса и нарушает права налогоплательщика, поэтому обоснованно признано в судебном порядке недействительным и не подлежащим исполнению.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой, как и оспариваемое решение, противоречат нормам Налогового кодекса, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.03.2005 №А21-230/05-С1 - оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий | Н.В. Троицкая |
Судьи | Т.В. Клирикова |
О.А. Корпусова |