ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 июня 2014 года
Дело №
А26-6564/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Пастуховой М.В., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия Гагариной Н.Н. (доверенность от 07.04.2014), от общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» Мотылева Ю.И. (доверенность от 30.01.2014), Соловей А.С. (доверенность от 02.06.2014), Анисимова И.Ю. (доверенность от 02.06.2014), Григорьева А.Ф. (доверенность от 02.06.2014),
рассмотрев 11.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.11.2013 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу № А26-6564/2013,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия», место нахождения: Республика Карелия, Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Почтовая, 39, ОГРН 1021001120678 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 27.05.2013 № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неполноты уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за 2009 год в сумме 165 412 руб., за 2011 год в сумме 145 193 руб., начисления пеней в сумме 71 111,16 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 45 280,23 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2014, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неверное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Обществом не допущено занижение НДПИ, поскольку теоретический процент выхода блоков из горной массы, определенный в результате геологического изучения, не может служить основанием для расчета налоговой базы, а фактические потери полезного ископаемого могут быть только в горной массе камень габбро-диабаз, чего налоговым органом в ходе проверки не устанавливалось и не рассчитывалось. При этом заявитель ссылается на результаты научно-технической экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела № А26-2860/2013.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Общества проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства за период 2009 - 2011 годы, о чем составлен акт от 19.04.2013 № 15.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией принято решение от 27.05.2013 № 16 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за 2011 год в виде штрафа в сумме 14 519,30 руб. (штраф с учетом положений статей 112 и 114 НК РФ уменьшен в 2 раза), по статье 123 НК РФ за неправомерное неисчисление и несвоевременное перечисление в бюджет налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в виде штрафа 30 760,93 рубля. Указанным решением Обществу также доначислен НДПИ за 2009, 2011 года в сумме 310 605 руб. и пени в сумме 71 111,16 руб.
Апелляционная жалоба Общества решением Управления ФНС России по Республике Карелия от 23.07.2013 № 13-11/06418 оставлена без удовлетворения.
Общество, считая решение Инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что при расчете фактических потерь полезного ископаемого налоговым органом использованы данные Общества о количестве добытого полезного ископаемого, определенного прямым методом с применением измерительных устройств, с учетом утвержденных потерь полезного ископаемого в размере 0,3%, в связи с чем признано правомерным доначисление НДПИ за 2009, 2011 годы, соответствующих пени и санкций.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия) (пункт 1 статьи 337 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
В соответствии со статьей 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемом периоде (2009 и 2011 года) осуществляло добычу полезных ископаемых - блоков-заготовок из габбро-диабаза на месторождении «Шелтозерское-Южное». В 2010 году добыча полезных ископаемых не осуществлялась.
Приказами об учетной политике № 1 от 10.01.2009 г., № 1 от 14.01.2010 г., № 1 от 14.01.2011 утвержден прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, с использованием следующих измерительных инструментов: проверочной линейки по ГОСТ 8026, проверочных угольников 90 градусов ГОСТ 3749, измерительной металлической линейки ГОСТ 427, измерительной металлической рулетки ГОСТ 7502.
Количество добытого сырья определялось в проверяемом периоде маркшейдерскими замерами, ежегодно проводимыми ООО «Геомарксервис» на основании заключенных договоров на маркшейдерское обслуживание.
На основании проведенных замеров количество добытого сырья составляет 3430 куб. м, в том числе: в 2009 году - 1870 куб. м, в 2011 году - 1560 куб. м.
Исходя из плана развития горных работ на карьере «Шелтозерский-Южный» на 2009 - 2010 годы, выход блоков по данным опытной добычи в карьере составляет 42%.
На основании справок маркшейдеров и с учетом процентного соотношения выхода блоков проверяющими определено расчетное количество добытого полезного ископаемого по его содержанию в добытом минеральном сырье, которое составило: за 2009 год - 785,4 куб. м, за 2011 год - 655,2 куб. м.
Согласно пункту 3 статьи 339 НК РФ, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Количество фактически добытого полезного ископаемого определено Инспекцией прямым путем на основании ежесуточных отчетов по приемке блоков добытых Обществом, а также в соответствии с накладными на передачу готовой продукции в места хранения.
Фактические потери полезного ископаемого определены Инспекцией как разница между расчетным количеством добытого полезного ископаемого (за 2009 год - 785,4 куб. м, за 2011 год - 655,2 куб. м) и количеством фактически добытого полезного ископаемого (за 2009 год - 141 куб. м, за 2011 год - 115,7 куб. м).
Таким образом, фактические потери полезного ископаемого составили 1183,9 куб. м, в том числе за 2009 год - 644,4 куб. м, за 2011 год - 539,5 куб. м.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части их нормативных потерь. В целях главы 26 Кодекса нормативными потерями признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с принятой Обществом технологической схемой добычи полезного ископаемого в проекте карьера на месторождении габбро-диабазов «Шелтозерское-Южное» утверждены эксплуатационные (нормативные) потери полезного ископаемого при добыче: в 2009 году, в 2010 году, в 2011 году в размере 0,3%.
Таким образом. утвержденные нормативные потери составили за 2009 год - 5,61 куб. м, за 2011 год - 4,68 куб. м.
Следовательно, на основании статьи 342 НК РФ по ставке 0 процентов подлежат обложению нормативные потери в размере 10,29 куб. м (5,61 + 4,68).
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно определены фактические потери (за исключением нормативных потерь, облагаемых по ставке 0%).
При этом судами принято во внимание, что, несмотря на выход блоков-заготовок ниже утвержденного процента, геологические работы с целью подтверждения фактического процента выхода полезного ископаемого в проверяемом периоде не проводились.
Кроме того, корректировка проекта промышленного карьера «Шелтозерский-Южный», утвержденная директором ООО «Стройиндустрия» Поздняковым П.Н., согласно которой выход блочного камня составляет 17%, а эксплуатационные (нормативные) потери полезного ископаемого - 0,7%, правомерно отклонена судами обеих инстанций, поскольку данный документ в установленном порядке не согласован в органах Росприроднадзора.
Таким образом, Инспекцией при расчете фактических потерь полезных ископаемых использованы данные Общества о количестве фактически добытого полезного ископаемого, определенные прямым путем с применением измерительных устройств и отраженные в ежесуточных отчетах, накладных, с учетом утвержденных в соответствующем порядке потерь полезного ископаемого в размере 0,3%.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Ссылки Общества на заключение эксперта по делу № А26-2860/2013 не могут быть приняты во внимание, поскольку они направлены на установление иных обстоятельств дела и переоценку исследованных доказательств, что выходит за пределы компетенции кассационной инстанции, предусмотренные статьей 286 АПК РФ.
В кассационной жалобе Общество также просит отменить судебные акты по эпизоду привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ. При этом в жалобе не указаны мотивы заявленного требования.
Более того, ни в заявлении, представленном в суд первой инстанции, ни в апелляционной жалобе Обществом также не изложены основания для признания недействительным решения Инспекции по данному эпизоду.
Из материалов дела следует, что в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ Общество как налоговый агент за проверяемый период с 01.01.2009 по 30.11.2012 допускало неполное и несвоевременное перечисление в бюджет удержанного НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы с налогоплательщиков - физических лиц - работников Общества.
В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Поскольку факт совершения Обществом налогового нарушения подтвержден материалами дела, Инспекция правомерно привлекла Общество как налогового агента к ответственности по пункту 1 статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 30 760,93 руб. за неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу № А26-6564/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы на основании чека-ордера от 09.04.2014.
Председательствующий
О.Р. Журавлева
Судьи
М.В. Пастухова
С.В. Соколова