НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.11.2020 № А42-10402/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 ноября 2020 года

Дело №

А42-10402/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,

рассмотрев 11.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу № А42-10402/2017,

у с т а н о в и л:

Управление муниципальным имуществом администрации Кольского района, адрес: 184381, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области, адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - МТУ Росимущества), Федеральному агентству лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН <***> (далее - Агентство), с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                  АПК РФ), о признании отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на учетную часть земельного участка с кадастровым номером 51:00:0000000:10/47, пересекающую земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620, в соответствии с приведенным истцом каталогом поворотных точек границ части участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, адрес: 183025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», адрес: 107078, Москва, ФИО1 пер., д. 10, стр. 1, ОГРН <***>,                    ИНН <***>, в лице филиала по Мурманской области (далее - Кадастровая палата), Территориально-соседская община коренного малочисленного  народа саами «Кола», адрес: 184368, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, Родовая община коренного малочисленного народа саами «Лопарская», адрес: 184340, Мурманская обл., Кольский р-н, ж.д. Лопарская, ОПХ Восход, д. 15,                  оф. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Родовая община).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на учетную часть земельного участка с кадастровым номером 51:00:0000000:10/47 (в соответствии с приведенным каталогом поворотных точек границ части участка), пересекающую земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620; в удовлетворении иска в отношении Министерства и МТУ Росимущества отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.12.2019 и постановление от 09.07.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.

Податель жалобы считает, что спорный объект представляет собой земельный участок из состава земель лесного фонда, в силу закона относится к федеральной собственности.

Суды, по мнению Агентства, необоснованно посчитали, что истцом избран надлежащий способ защиты права, которое он считает нарушенным.

Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует их материалов дела и установлено судами, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 № 1235-р в Мурманской области разрешено изъятие земельных участков в лесах первой группы для коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства размером 2227,1 га.

В данном распоряжении указано, что оно издано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

Постановлением администрации Кольского района Мурманской области (далее - Администрация) от 27.12.1993 № 467 по результатам рассмотрения материалов по оформлению фонда перераспределения земель из лесов первой группы Мурманского и Кольского лесхозов на территории Кольского района принято решение об изъятии земельных участков в лесах первой группы общей площадью 412,4 га и переводе их в категорию запаса согласно приложению.

В составе таких земель учтен участок площадью 50 га, образованный выделами № 31, 32, 33, 34, 35 в квартале № 85 Кольского лесничества.

Сведения в об указанном участке 13.10.2011 были внесены в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 51:01:2701006:620.

На основании заявления Родовой общины от 24.01.2013 постановлением Администрации от 17.04.2013 № 561 утвержден акт выбора и предварительного согласования места размещения объекта - туристического комплекса с разведением оленей.

В дальнейшем Администрацией было организовано проведение кадастровых работ по формированию и уточнению границ участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620.

По результатам рассмотрения подготовленных кадастровым инженером ФИО2 материалов по определению местоположения границ названного участка Министерство возвратило их без согласования с указанием на сведения лесного реестра, согласно которым участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620 располагается южнее.

Распоряжением Правительства Мурманской области от 14.02.2014                       № 30-РП находящийся земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620 переведен из категории «земли запаса» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» с целью последующего предоставления для строительства туристического комплекса с разведением оленей.

Постановлением Администрации от 10.06.2014 № 960 принято решение о предоставлении этого участка Родовой общине в аренду на 3 года.

В дальнейшем по результатам проведенного обследования участка Прокуратура Мурманской области обратилась в Кольский районный суд Мурманской области с иском о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620, произведенного кадастровым инженером ФИО2, на основании которых 06.11.2013 в государственном кадастре недвижимости осуществлен учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением описания местонахождения границ земельного участка, и обязании выполнить кадастровые работы по уточнению местоположения земельного участка с номером 51:01:2701006:620 в соответствии с правоустанавливающими документами и материалами лесоустройства, обратиться в Кадастровую палату с заявлением об исправлении кадастровой ошибки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16.12.2015 № 33-3891/2015 требования Прокуратуры Мурманской области удовлетворены.

Во исполнение указанного судебного акта кадастровым инженером ФИО3 подготовлен межевой план по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620.

Как следует из акта в составе данного межевого плана, местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620 согласовано Министерством, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (правопредшественником МТУ Росимущества) и главой муниципального образования сельского поселения Пушной.

Сведения об уточненных в соответствии с межевым планом границах участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

На основании договора от 24.05.2017, заключенного Управлением и Родовой общиной, участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620 предоставлен Родовой общине в безвозмездное пользование сроком на 10 лет.

Управление указало, что при рассмотрении в арбитражном суде дела                     № А42-7140/2017 ему стало известно о том, что территория в границах участка 51:01:2701006:620 учтена в государственном кадастре недвижимости в качестве части земельного участка с кадастровым номером 51:00:0000000:10, имеет номер 51:00:0000000:10/47, отнесена к категории земель лесного фонда, и что на нее зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Полагая, что  данная часть участка расположена в границах территории, которая с 1993 года изъята из состава земель лесного фонда и находится в государственной собственности, которая не разграничена, именно в тех границах, в которых в настоящий момент существует земельный участок 51:01:2701006:620, а зарегистрированное право собственности Российской Федерации на часть участка 51:00:0000000:10/47 нарушает предусмотренное статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право органа местного самоуправления на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 51:01:2701006:620, Управление обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Определением от 15.05.2019 по ходатайству Родовой общины судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620 и части земельного участка с кадастровым номером 51:00:000000:10/47. Проведение экспертизы поручено экспертам специализированного частного учреждения «Ростовский центр судебных экспертиз» ФИО4 и ФИО5.

Согласно заключению экспертов ФИО4 и ФИО5 пересечение границ названных участков имеется, площадь пересечения составляет                    3471,3 кв.м.

Во исполнение определения суда от 26.09.2019 экспертами определены координаты поворотных точек горизонтальной проекции границ участка пересечения (наложения) части земельного участка с кадастровым номером 51:00:000000:10/47 по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе заключение экспертов ФИО4 и ФИО5, суд первой инстанции, установив факт наложения границ участков, признал требования Управления, предъявленные к Министерству и Агентству, обоснованными и удовлетворил иск в отношении данных ответчиков.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.

Как установили суды, 29.03.1993 Кольским лесхозом и Кольским комитетом по земельной реформе был составлен акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда. Мурманское управление лесами подготовило заключение по вопросу включения земельных участков в специальный земельный фонд области, в котором указало на отсутствие возражений относительно включения в специальный земельный фонд области 2227,1 га малоценных и низкопродуктивных лесов 1 группы, в том числе в 85 квартале Кольского лесничества Кольского лесхоза общей площадью 50 га.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993                 № 1235-р в Мурманской области разрешено изъятие земельных участков в лесах первой группы для коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства размером 2227,1 га.

Проанализировав и применив положения статьи 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287, а также учтя обстоятельства согласования перевода лесов первой группы в 85 квартале Кольского лесхоза в нелесные земли, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности издания Администрацией постановления от 27.12.1993 № 467  об изъятии земельных участков в лесах первой группы и переводе их в категорию запаса.

Суды также учли, что правомерность принятия Администрацией названного постановления подтверждена вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16.12.2015 № 33-3891/2015.

На основании установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620 образован из состава земель запаса, государственная собственность на который не разграничена, к земельным участкам лесного фонда не относится, и что местоположение границ этого участка согласовано в процессе работ по межеванию.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе подготовленное по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы заключение экспертов ФИО4 и ФИО5, суды установили, что границы части земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 51:00:0000000:10/47 налагаются на границы участка с кадастровым номером 51:01:2701006:620, образованного из состава переведенной в нелесные земли территории.

Применительно к установленным законом особенностям распоряжения публичными землями, государственная собственность на которые не разграничена, допускающим возможность распоряжения ими в отсутствие государственной регистрации права публичной собственности, а также учтя наличие в ЕГРН записи о зарегистрированном праве собственности на часть участка лесного фонда с кадастровым номером 51:00:0000000:10/47, суды, руководствуясь разъяснениями, приведенными в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», правомерно признали отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть участка лесного фонда с кадастровым номером 51:00:0000000:10/47 площадью 3471,3 кв.м (в соответствии с определенными по результатам экспертизы координатами поворотных точек), составляющую площадь наложения границ этого участка на земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:620.

Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу № А42-10402/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

Т.И. Сапоткина