78/2023-72338(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии индивидуального предпринимателя ФИО1 (паспорт) и его представителя ФИО2 (доверенность от 22.03.2023), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу ФИО3 (доверенность от 07.07.2023 № 0514/13255),
рассмотрев 19.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А56-7315/2023,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным налогового уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), от 01.09.2022 № 50648138 в части раздела «Расчет налога на имущество физических лиц», в котором указан расчет налога за 2021 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 78:13:0007425:2060, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 15, корп. 1, лит. В, пом. 3Н, в сумме 190 117 руб. по налоговой ставке 1,5 процента, а также незаконным отказа Инспекции произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении этого объекта, выраженный в письме от 25.10.2022 № 7813-00-11-2022/004313.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербург, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.04.2023 и
постановление от 10.08.2023 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что принадлежащий ему на праве собственности объект (нежилое помещение) не включен уполномоченным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в перечень объектов недвижимого имущества административно-делового, торгового и бытового назначения. Предприниматель утверждает, что принадлежащее ему помещение не поименовано в перечне ввиду несоответствия требованиям Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций», при этом здание с кадастровым номером 78:13:0007425:1034, в котором находится его помещение, не имеет конкретного собственника, состоит из вторичных объектов недвижимости. По мнению подателя жалобы, включение в перечень за 2021 год здания с кадастровым номером 78:13:0007425:1034 не имеет правового значения и не может служить основанием для уплаты налога на имущество физических лиц по ставке 1,5 процента.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.07.2011 и применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) и патентную систему налогообложения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) с 05.08.2011 ФИО1 является собственником нежилого помещения 3-Н с кадастровым номером 78:13:0007425:2060, площадью
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:13:0007425:5, с видом разрешенного использования «для размещения объектов бытового обслуживания».
Инспекция направила в адрес ФИО1 налоговое уведомление от 01.09.2022 № 50648138 об уплате налогов не позднее 01.12.2022. В этом уведомлении налоговый орган, в частности, указал 190 117 руб. налога на имущество физических лиц, исчисленного в отношении спорного объекта по налоговой ставке, установленной статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт- Петербурге» (далее – Закон № 643-109) в размере 1,5 процента.
Не согласившись с примененной налоговой ставкой, ФИО1 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» обратился в налоговый орган с заявлением от 03.10.2022 № 20221000301004455.
Письмом Инспекции от 25.10.2022 № 7813-00-11-2022/004313 налогоплательщику сообщено, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 22.09.2021 № 0305-04-01/76922, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно
определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в перечень. В данном случае принадлежащий предпринимателю объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:13:0007425:2060 расположен в здании с кадастровым номером 78:13:0007425:1034, включенном в соответствующий перечень, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.10.2020 № 128-п. В связи с изложенным налоговый орган отметил, что в отношении спорного объекта при исчислении налога на имущество физических лиц применяется налоговая ставка 1,5 процента.
Решением Управления от 16.12.2022 № 16-15/65238@ оставлена без удовлетворения жалоба предпринимателя на отказ налогового органа в перерасчете налога.
Не согласившись с позицией налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, установив, что здание, в котором находится принадлежащие предпринимателю помещение, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.10.2020
№ 128-п.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительного органа федеральной территории «Сириус» (пункт 1 статьи 399).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, исходя из положений статей 399 и 400 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
Здание, строение, сооружение, помещение в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ относятся к объектам налогообложения.
Как установлено пунктом 1 статьи 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных поименованной статьей. При этом налоговым периодом признается календарный год (статья 405 этого Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами
представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Статьей 3 Закона № 643-109 ставки налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге установлены в зависимости от вида объектов налогообложения. Согласно пункту 6 этой статьи налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2021 году 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В пункте 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29.12.2020 издан приказ № 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
В пункт 2780 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:13:0007425:1034, расположенный по адресу: Санкт- Петербург, Купчинская ул., д. 15, корп. 1, лит. В.
Установив, что предприниматель владеет на праве собственности помещением, входящим в здание с кадастровым номером 78:13:0007425:1034, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 15, корп. 1, лит. В, которое включено в Перечень, суды пришли к выводу о наличии у предпринимателя обязанности уплачивать налог на имущество физических лиц за 2021 год вне зависимости от применения в данном периоде УСН.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы относительно того, что включение в Перечень за 2021 год здания с кадастровым номером
78:13:0007425:1034 не имеет правового значения, ссылки судов на разъяснения, данные Министерством финансов Российской Федерации от 22.09.2021 № 0305-04-01/76992, письмо Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 04-16-5094/22-0-1 неосновательны, отклоняются судом кассационной инстанции.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 373-О, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ к видам недвижимого имущества, для целей налогообложения которых применяется кадастровая стоимость, относятся, в частности, торговые центры (комплексы) и помещения в них - независимо от того, принадлежат они одному или нескольким лицам на праве собственности. Так, в подобного рода зданиях (строениях, сооружениях) отдельные помещения (части) могут быть и самостоятельными объектами кадастрового учета в качестве обособленных объектов гражданских прав (в частности, права собственности), принадлежащих как одному, так и разным субъектам, что может быть вызвано в том числе приобретением здания двумя и более лицами, переходом прав на помещения в здании, выделением помещений из торгового центра (комплекса), его разделением на отдельные функциональные части и т.д.
Конституционный суд Российской Федерации отметил, что подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ относит к специальным (в целях налога на имущество организаций) видам недвижимого имущества не только торговые центры (комплексы), но и помещения в них, которые, следовательно, представляют собой отдельные объекты налогообложения, определяемые по принадлежности к указанным центрам (комплексам). Возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями, прямо учтена в положениях статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 НК РФ. Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, равно как и иное толкование норм налогового законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению принятых по данному делу решения и постановления, не установлено.
Поскольку суды полно и объективно исследовали все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, нормы материального права применены судами правильно, нарушений
норм процессуального права не установлено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А56-7315/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.А. Родин
Судьи Е.С. Васильева
С.В. Соколова