АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 октября 2017 года
Дело №
А56-78397/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 8 Давыдова Е.Н. (доверенность от 10.01.2017 № 05-18/00040),
рассмотрев 19.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2017 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу № А56-78397/2016,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Ракетно-космический центр «Прогресс», место нахождения: 443009, город Самара, улица Земеца, дом 18, ОГРН 1146312005344, ИНН 6312139922 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 8, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 53, ОГРН 1057811813421, ИНН 7841319260 (далее – Инспекция), от 11.07.2016 № 77 в части вывода о неправомерном включении налогоплательщиком в состав налоговых вычетов в IV квартале 2015 года 1 794 311 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по счету-фактуре от 29.12.2012 № 121229013.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 17.03.2017 и постановление от 22.06.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно применило налоговые вычеты по НДС по счету-фактуре от 29.12.2012 № 121229013, выставленному открытым акционерным обществом «Конструкторское бюро химавтоматики» (далее - ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики») по налоговой ставке 18 процентов. Как утверждает заявитель, из положений статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) следует обязанность продавца исчислить НДС и предъявить его покупателю, нормы права, предусматривающей обязанности покупателя не согласиться с расчетом, произведенным продавцом, либо отказаться от оплаты предъявленного продавцом НДС, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит. Более того, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложению по ставке 0 процентов подлежит космическая техника, в то время как в данном случае двигатель является составной частью космической техники и сам по себе отдельно от ракеты-носителя эксплуатироваться не может. Общество считает, что статья 164 НК РФ не содержит нормы, которая устанавливает применение налоговой ставки 0 процентов к реализации комплектующих изделий, составных частей и материалов, применяемых в космической технике.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу налогоплательщика – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От Общества в суд кассационной инстанции 12.10.2017 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 23.01.2016 налоговой декларации по НДС за IV квартал 2015 года, в которой к возмещению из бюджета заявлено 228 136 309 НДС.
По итогам проверки налоговый орган составил акт от 12.05.2016 № 54 и принял решения от 11.07.2016 № 77 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 71 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
В соответствии с решением от 11.07.2016 № 77 Инспекция признала неправомерным включение налогоплательщиком в состав налоговых вычетов в налоговой декларации за IV квартал 2015 года 1 794 372 руб. НДС и рекомендовала внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением налогового органа от 11.07.2016 № 71 Обществу отказано в возмещении из бюджета 1 794 372 руб. НДС за IV квартал 2015 года.
Федеральная налоговая служба решением от 28.09.2016 № СА-4-9/18175@ оставила без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа от 11.07.2016 № 77.
Общество оспорило в судебном порядке решение Инспекции от 11.07.2016 № 77 в части вывода о неправомерном включении налогоплательщиком в состав налоговых вычетов в IV квартале 2015 года 1 794 311 руб. НДС по счету-фактуре от 29.12.2012 № 121229013, выставленному ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики».
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основанием уменьшения заявленного к возмещению НДС за IV квартал 2015 года на 1 794 311 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов на основании счета-фактуры, выставленного ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» с выделением НДС по ставке 18 процентов, поскольку операции по изготовлению спорной специфической продукции (ракетного двигателя) указанным контрагентом относятся к товарам (работам, услугам) в области космической деятельности, в силу чего на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
Учитывая, что налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, Инспекция посчитала выставленный Обществу счет-фактуру содержащим ненадлежащую налоговую ставку 18 процентов и указала на невозможность использования его в качестве основания для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
Данные положения распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, а также на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры военного и двойного назначения, на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» (далее – Закон № 5663-1) под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, включающая в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
Из материалов дела следует, что Обществом с Федеральным космическим агентством заключен государственный контракт от 27.09.2007 № 353-В208/07 (с учетом дополнительного соглашения от 11.09.2008 № 2) на выполнение опытно-конструкторских работ «Адаптация РН «Союз СТ», изготовление 3-х ступеней и ГО РН «Союз-СТ» для выполнения миссий запуска в космическое пространство полезных нагрузок в рамках контракта с Арианэспас». Основанием для заключения указанного контракта является контракт Арианэспас/Роскосмос от 19.06.2007 № 2006.00177/DP. Работы по контракту являются подготовительными и вспомогательными наземными работами, технологически обусловленными и неразрывно связанными с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
В целях исполнения обязательств по государственному контракту между Обществом и ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» заключен договор на выполнение работ по изготовлению и поставке продукции от 29.03.2010 № 6072, по условиям которого ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» обязалось изготовить и поставить ракетные двигатели 14Д23 для изделий ГКЦ. Двигатели изготавливаются по комплекту конструкторской документации 14Д23.00-00.000 в соответствии с техническим заданием. Работы по договору финансируются в рамках государственного контракта от 27.09.2007 № 353-В208/07.
В рамках данного договора ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» выставило Обществу за выполненные работы счет-фактуру от 29.12.2012 № 121229013, в которой применило налоговую ставку 18 процентов, исчислив 16 313 253 руб. 56 коп. НДС
Исходя из утвержденной Обществом методики раздельного учета для целей исчисления НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по различным ставкам, а также операций, не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) НДС, закрепленной в учетной политике, утвержденной приказом от 20.12.2012 № 1117, налогоплательщик в IV квартале 2015 году включил в состав налоговых вычетов 1 794 311 руб. НДС по счету-фактуре от 29.12.2012 № 121229013.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что работы по изготовлению двигателей являются работами в области космической деятельности, при реализации которых подлежит применению налоговая ставка 0 процентов, поскольку в данном случае ОАО «Конструкторское бюро химавтоматика» выполняло работы (оказывало услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве. Данное оборудование (ракетные двигатели) также является специализированным по космосу, согласно описанию заказываемой продукции.
Суды отклонили довод Общества о том, что работы, выполненные контрагентом, не относятся к работам, неразрывно связанным с выполнением работ (оказанием услуг) относящихся к космической деятельности согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку ракетный двигатель является частью космической техники, а не самой космической техникой, соответственно, подлежит применению налоговая ставка в размере 18 процентов.
Согласно статье 10 Закона № 5663-1 космическая техника, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и социально-экономических целях, подлежит проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (обязательной сертификации или декларированию соответствия).
Обязательной сертификации или декларированию соответствия также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
В пункте 7 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Одним из них является сертификат (его копия), выданный в соответствии с законодательством РФ, на реализуемую космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары).
Согласно информации закрытого акционерного общества Центр сертификации ракетно-космической техники» (том дела 1, лист 19) в соответствии с Руководящими общесистемными документами Федеральной системы сертификации космической техники (введены в действие информорационным письмом Роскосмоса от 13.02.2007 № ИП-7) к объектам обязательной сертификации относятся в том числе ракеты-носители и их системы (приложение 1 к РД 1.01-2006). Ракетный двигатель 14Д23 является одной из составных частей ракеты-носителя «Союз» и его сертификация является обязательной, как и сертификация каких-либо двигателей других ракет-носителей, применяемых в научных или социально-экономических целях.
Как установлено судами, на момент заключения договора между Обществом и ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» ракетный двигатель 14Д23 не был сертифицирован, поэтому стороны в договоре от 29.03.2010 № 6072 предусмотрели, что сертификация двигателя осуществляется совместно с сертификацией изделия. Обязательность его сертификации подтверждена указанным предприятием-разработчиком и изготовителем письмом от 16.09.2015 № 60332/16.
Двигатели 14Д23 согласно заявке предприятия-разработчика и изготовителя - ОАО «Конструкторское бюро химавтоматика» сертифицированы в составе ракет-носителей, подтверждением чего являются сертификаты от 17.08.2012, служат для одной общей цели - запуск космического аппарата и используются в составе единого целого.
Таким образом, спорный ракетный двигатель признается агрегатом комплекса, то есть товаром, относящимся к космической технике, используемой в космическом пространстве.
На основании исследования материалов дела, применив положения приказа Росстата от 25.08.2009 № 182 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным космическим агентством федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг) в сфере создания ракетной и космической техники», ГОСТа Р 53802-2010, Перечня товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 № 468, суды пришли к выводу, что изготовление изделий для комплектации ракет-носителей для запусков космических аппаратов и космических головных частей (работа по изготовлению двигателя 14Д23) является работой, выполненной в области космической деятельности.
Учитывая, что ракетные двигатели 14Д23 подлежат обязательной сертификации и их изготовление относится к работам, технологически обусловленным (необходимым) и неразрывно связанным с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства, суды обоснованно посчитали, что в силу прямого указания закона операции по изготовлению и реализации ракетных двигателей 14Д23 подлежали обложению по НДС по ставке 0 процентов.
Поскольку налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей подпункту 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не отвечают требованиям налогового законодательства и не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Учитывая отсутствие у налогоплательщика правовых оснований для применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным контрагентом с выделением НДС по ставке 18 процентов, суды указали на правомерность отказа Инспекции в праве на предъявление Обществом к вычету спорной суммы НДС и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные Обществом в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) процессуального права, а по существу сводятся к иной оценки доказательств и установленных обстоятельств спора.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
При подаче кассационной жалобы Обществом неправильно исчислена и уплачена по платежному поручению от 13.07.2017 № 18443 государственная пошлина в сумме 3000 руб. вместо 1500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А56-78397/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Ракетно-космический центр «Прогресс», место нахождения: 443009, город Самара, улица Земеца, дом 18, ОГРН 1146312005344, ИНН 6312139922, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 13.07.2017 № 18443.
Председательствующий
Ю.А. Родин
Судьи
Е.Н. Александрова
С.В. Соколова