НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.10.2015 № А56-39949/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21  октября  2015  года                                                       Дело № А56-39949/2014

Резолютивная часть постановления объявлена            19  октября  2015  года.

Полный     текст     постановления    изготовлен            21  октября  2015  года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Асмыковича А.В.,

при участии от Балтийской таможни ФИО1 (доверенность от 29.04.2015 № 04-10/17880),

рассмотрев 19.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Адъютор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 (судья                Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 09.06.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу                           № А56-39949/2014,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Адъютор» (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 6, помещение 10-Н, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ЗАО «Адъютор») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ) о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Таможня), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению от 04.06.2014,                  а также об обязании Таможни возвратить Обществу 2 106 828 руб. 78 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Определением от 21.10.2014 суд первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел процессуальное правопреемство, заменив ЗАО «Адъютор» на общество с ограниченной ответственностью «Адъютор» (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 6, помещение 10-Н, ОГРН <***>,                   ИНН <***>; далее – Общество).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Таможни отказано, в остальной части заявление Общества оставлено без рассмотрения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, полагая, что применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеет процессуального значения соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения жалобы.

Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились,                          в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Адъютор» на основании контракта                          от 17.06.2004 № 17/06/04, заключенного с компанией «Wenzhou Wuzhou Group Imp. & Export Co., Ltd.» (Китай), ввезло в Российскую Федерацию по декларациям на товары № 10216100/021213/0118531, 10216100/271213/0127867 и 10216100/170214/0012264 медицинское товары (измерители артериального давления, стетофонендоскопы).

При декларировании в таможенный орган в числе прочих документов декларантом представлены регистрационные удостоверения на ввозимые товары от 15.07.2004 № ФС 05012004/10268-04, ФС 05012004/10269-04, ФС 05012004/10270-04, ФС 05012004/10277-04 и ФС 05012004/10278-04 (действительны до 15.07.2014), выданные ЗАО «Адъютор» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и внесенные в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Товары по указанным декларациям выпущены Таможней для внутреннего потребления после уплаты декларантом НДС в размере 2 106 828 руб. 78 коп., об обязании возвратить который Обществом подано заявление первоначально в арбитражный суд (26.06.2014),  а затем в таможенный орган (30.07.2014).

Заявление от 04.06.2014 о возврате 2 106 828 руб. 78 коп. излишне уплаченного НДС получено Таможней 06.08.2014 и в письме от 11.08.2014 № 15-10/30407 Таможня сообщила декларанту, что «для осуществления возврата денежных средств необходимо обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, составленным в соответствии с формой согласно Приложению № 2, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 № 2520, подписанным руководителем организации или уполномоченным от имени организации лицом, при наличии документов, перечень которых установлен статьями 122, 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее –                  Закон № 311-ФЗ).

Решением суда первой инстанции от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2015, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Таможни ввиду отсутствия такового (заявление от 04.06.2014 таможенным органом рассмотрено в соответствии с нормами статьи 147 Закона № 311-ФЗ), требование заявителя об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный НДС оставлено без рассмотрения применительно к пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ (не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный в статье 147                 Закона № 311-ФЗ).

При этом суды двух инстанций, исходя из нормативных положений статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (действовало в спорный период) и имеющихся в деле доказательств, сделали вывод, что при декларировании вышеприведенных товаров отсутствовала обязанность по уплате НДС, который является излишне уплаченным и подлежит возврату при соблюдении Обществом положений статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (статья 89 ТК ТС).

Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В силу части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Из части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ следует, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

При этом если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 Закона № 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3                  статьи 147 Закона № 311-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 147-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.

Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 15 статьи 147                    Закона № 311-ФЗ).

Приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.02.2011 под номером 19839) в целях реализации статей 122, 129, 147, 148 и 149 Закона № 311-ФЗ утверждены формы названных заявлений (далее – Приказ ФТС № 2520).

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что 30.07.2014 (после обращения в суд с заявлением по настоящему делу) Общество посредством почтовой связи направило в Таможню заявление от 04.06.2014 о возврате излишне уплаченных (незаконно взысканных) таможенный платежей в виде НДС, которое получено таможенным органом 06.08.2014 (л.д. 31, том 2). Из названного заявления, почтовой квитанции № 86244 и описи вложения (л.д. 110,                 том 1) усматривается, что заявление направлено в таможенный орган в произвольной форме и без каких-либо приложений, а также подписано следующим образом – «Юридический отдел ФИО2.».

Таможня письмом от 11.08.2014 № 15-10/30407 сообщила Обществу, что для осуществления возврата необходимо обратиться с заявлением в соответствии с формой, утвержденной Приказом ФТС № 2520, подписанным руководителем или иным уполномоченным лицом, с приложением документов, перечень которых приведен в статье 147 Закона № 147-ФЗ (л.д. 16, том 2).

Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм и обстоятельств настоящего дела суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что отсутствуют основания для признания незаконным обжалуемого бездействия Таможни, действия которой при рассмотрении заявления декларанта от 04.06.2014 соответствуют нормативным требованиям, установленным в частях 2, 4 и 15                    статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, судом кассационной инстанции приняты во внимания положения частей 1 и 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, согласно которым с заявлением (в том числе и повторным) о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость Общество вправе обратиться с соблюдением приведенных в названной статье требований в течение трех лет со дня его уплаты, и этот срок не истек до настоящего времени, что свидетельствует об отсутствии  оснований о признании обжалуемого бездействия незаконным применительно к части 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» следует, что рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим. Согласно статьям 147 и 149 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов (абзацы 1 и 2).

Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона № 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ (абзац 3).

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором,              а потому обжалуемые судебные акты в части оставления без рассмотрения заявления  Общества об обязании Таможни возвратить излишне уплаченный налог суд кассационной инстанции также считает законными и обоснованными.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                  от 09.06.2015 по делу № А56-39949/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Адъютор»  –  без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Адъютор» (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 6, помещение                   10-Н, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета                     1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение                    дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению                                 от 10.09.2015 № 73.

Председательствующий                                                           И.С. Любченко

Судьи                                                                                                О.А. Алешкевич

                                                                                                          А.В. Асмыкович