НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.09.2005 № А26-541/2005-216

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

                                ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

                   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 сентября 2005 года                                                                Дело №А26-541/2005-216

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А.,        Шевченко А.В.,

при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Коваленко В.В. (доверенность от 05.05.05 №07-16/5/63),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.05 (судья Романова О.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.05 (судьи Шестакова М.А., Зайцева Е.К., Протас Н.И.) по делу №А26-541/2005-216,

                                               у с т а н о в и л :

            Общество с ограниченной ответственностью научно-производственный комплекс «Карбан-Шунгит» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 27.12.04 №19/5 в части доначисления 738 042 рублей налога на прибыль и 46 128 рублей дополнительных платежей по налогу на прибыль.

            Решением суда от 18.03.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.05, заявленные требования удовлетворены полностью.

            В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм  материального права.

            В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

            В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

            Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

            Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

            Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.01.01 по 31.12.02, о чем составлен акт от 06.12.04 №19/5. По результатам проверки вынесено решение от 27.12.04 №19/5 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов, пеней и дополнительных платежей.

            В ходе проверки установлено, что Общество в 2001 году пользовалось льготой по налогу на прибыль, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Налоговая инспекция признала неправомерным применение Обществом этой льготы, указав, что затраты на финансирование капитальных вложений производились не за счет прибыли текущего года, остающейся в распоряжении предприятия.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 названного кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Названной нормой закона не установлено, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль предыдущего года.

Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.

Льгота, установленная статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В названной норме нет указания на то, что эта льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не содержится в ней и каких-либо иных ограничений (условий) по ее применению.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 №5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Общество вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действующие только в отношении льготы, предусмотренной этим законом, не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства о налогах и сборах, в частности статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Кроме того, начисление налоговой инспекций дополнительных платежей на сумму доначисленного налога является неправомерным еще и по следующему основанию.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнительные платежи, исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком Российской Федерации, предусмотрены не на сумму недоимки, а на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал.

Дополнительные платежи на сумму недоимки законодательством не предусмотрены.

            Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.

            Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

                                               п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.05 по делу           №А26-541/2005-216 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия – без удовлетворения.

            Председательствующий                                                Т.В.Клирикова

            Судьи                                                                                              Е.А.Михайловская

                                                                                                          А.В.Шевченко