АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2022 года
Дело №
А56-83313/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Галкиной Д.А. (доверенность от 18.10.2021 № 01-19/25424), Шиловой А.И. (доверенность от 18.10.2021 № 01-19/25426), от акционерного общества «Почта России» Кузьмина А.И. (доверенность от 07.10.2019 № 78 АБ 7892013),
рассмотрев 16.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А56-83313/2020,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Почта России», адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), с заявлением о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2017 год от 21.07.2020 № 04-20/11741.
Решением суда первой инстанции от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций не согласилось и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на соблюдение сроков рассмотрения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация НВОС), представленной в электронном виде 17.06.2020, а также указывает, что судами не рассмотрено фактическое состояние расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) между Обществом и бюджетом.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании просил оставить без изменений обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной ФГУП «Почта России» (правопреемником является АО «Почта России») декларации НВОС за 2017 год был составлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 21.07.2020 № 04-20/11741, в котором отражены следующие нарушения:
- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ;
- не указано место размещения отходов;
- фактическая масса отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;
- неправомерно не исчислена плата за размещение отходов;
- в отсутствие переоформленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не применен 5-кратный повышающий коэффициент при расчете платы;
- в отсутствие продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами) не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при расчете платы.
В результате перерасчета Управление на основании пункта 46 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила № 255) направило Обществу требование о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 1 073 990 руб.
Не согласившись с актом от 21.07.2020 № 04-20/11741, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, указав на то, что в нарушение пункта 37 Правил № 255 оспариваемый акт от 21.07.2020 № 04-20/11741 составлен за пределами установленного срока для проведения контроля за исчислением платы за НВОС.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, судами не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС является календарный год (часть 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона
№ 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2020).
В силу положений статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
Как установлено пунктом 2 Правил № 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 8 Правил № 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2017 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - Постановление № 913, Постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913 и Постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктом 4 Правил № 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 40 Правил № 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил № 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В рассматриваемом случае судами установлено, что декларация о плате за НВОС за 2017 год была направлена Обществом в адрес Управления в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении 09.03.2018 (РПО N 19323221242584). Указанное почтовое отправление 21.03.2018 адресатом получено.
Поскольку контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2017 год не был осуществлен Управлением в установленный пунктом 37 Правил № 255 срок, суды пришли к выводу о составлении оспариваемого акта с нарушением требований названных Правил, что послужило основанием для признания его недействительным.
Между тем, на момент подачи декларации НВОС за 2017 год действовал Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 (далее - Порядок № 3).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка № 3 по общему правилу декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларация о плате представляется на бумажном носителе (пункт 6 Порядка № 3).
Соглашаясь с Обществом, заявившим об отсутствии возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и, как следствие, о наличии основания для предоставления декларации на бумажном носителе, суды не проверили надлежащим образом выполнение лицом, обязанным вносить плату за НВОС, предусмотренных Порядком № 3 необходимых условий.
Как видно из вмененных должностным лицом Управления нарушений, все они связаны с неправильным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, вопрос о фактическом состоянии расчетов по плате за НВОС за спорный период входит в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, и подлежит выяснению судом.
Более того, проведение контроля за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил № 255, не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за НВОС за 2017 год со стороны Общества и об освобождении Общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В Правилах № 255 не предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока результаты контроля признаются недействительными.
Нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке.
Таким образом, судебные акты приняты при неполно выясненных обстоятельствах, чем нарушены положения статьи 71 АПК РФ, а также в недостаточной степени мотивированы, что является нарушением положений статей 15 и 170, 271 АПК РФ.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу
№ А56-83313/2020 ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права подлежат отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, которые суд кассационной инстанции не вправе совершать в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, проверить фактическое состояние расчетов по плате за НВОС за 2017 год между Обществом и бюджетом, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А56-83313/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Е.А. Аникина
Судьи
О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая