АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2015 года | Дело № А21-5741/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 13.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР ПЛЮС» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2014 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу № А21-5741/2014,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР ПЛЮС», место нахождения: 236006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - общество), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением:
- о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду (далее - инспекция), выразившихся в начислении пеней в сумме 5 126 руб. 87 коп. за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (далее - фонд), выразившихся в принудительном взыскании пеней в сумме 5 126 руб. 87 коп. за просрочку уплаты страховых взносов.
Решением суда от 16.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2015, признаны незаконными действия фонда, выразившиеся в принудительном взыскании с общества пеней в общей сумме 9 руб. 54 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела просит отменить указанные судебные акты.
Податель жалобы считает, что судами неправильно истолкованы положения статей 87.1 и 161 АПК РФ, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а выводы судов относительно признания правильными расчетов инспекции по спорным пеням за 2002-2009 годы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 14.03.2013 получило справку № 234/18 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, согласно которой за организацией числится задолженность в общей сумме 5 126 руб. 87 коп. по уплате пеней за просрочку уплаты страховых взносов.
Обществом проведена сверка с инспекцией, в ходе которой выявлено наличие у общества задолженности по налогам, которая признана безнадежной к взысканию в рамках дела №А21-9159/2013.
Считая, что спорные суммы пеней начислены незаконно и возможность их принудительного взыскания утрачена, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции и фонда по начислению спорной суммы и их принудительного взыскания.
Суды удовлетворили заявленные обществом требования частично, признав незаконными действия фонда, выразившиеся в принудительном взыскании с общества пеней в общей сумме 9 руб. 54 коп., поскольку они начислены на задолженность 2003 года и в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ), в редакции, действовавшей в 2003 году, подлежали взысканию в судебном порядке.
В удовлетворении остальной части требований суды отказали, установив правомерное начисление обществу спорных пеней и предпринятые фондом действия по их принудительному взысканию.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, обществом в 2007-2008 годах представлены в инспекцию ряд расчетов (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование:
- 08.05.2007 представлен расчет налога первичный за 12 месяцев 2006 года, согласно которому начислено к уплате 20 784 руб.;
- 25.03.2008 представлен расчет налога за 9 месяцев 2006 года, согласно которому начислено к уплате 16 380 руб.;
- 25.03.2008 представлен уточненный расчет налога за 12 месяцев 2006 года, согласно которому сумма к уменьшению составила 5 428 руб.
Уплата страховых взносов произведена платежными поручениями от 26.07.2007 № 002 на сумму 300 руб. и от 08.05.2008 № 1 на сумму 13 700 руб.
Поскольку страховые взносы уплачены обществом с нарушением установленных законом сроков и не в полном объеме, инспекция начислила пени в сумме 5 124 руб. 82 коп. (страховая часть) и в сумме 2 руб. 05 коп. (накопительная часть), начиная с 16.08.2006 (следующий день после истечения срока первого платежа по расчету за 9 месяцев 2006 года) по 28.01.2009.
Расчет спорных сумм пеней соответствует действительной обязанности страхователя по уплате страховых взносов.
В соответствии со статьей 25 Закона № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2008 - 2009 годах) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Пунктом 4.7 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации согласован и утвержден протокол обмена информацией в электронном виде, включающий периодичность, перечень передаваемой информации, структуру и форматы информации, передаваемой в электронном виде (далее - протокол).
В соответствии с таким протоколом Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области письмами от 08.08.2008 № ВЛ-14-11/3977дсп@ и от 10.02.2009 № БЕ-06-06/0443дсп@ передало фонду сведения о суммах начисленных обществу пеней.
Судами из материалов дела установлено, что спорные суммы пеней включены фондом в два требования, направленные в адрес общества: от 15.09.2008 № 6878 на сумму 4 589 руб. 26 коп. со сроком исполнения до 03.10.2008 и от 24.03.2009 № 8293 на сумму 537 руб. 61 коп. со сроком исполнения до 11.04.2009.
Установленный пунктом 1 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ срок направления требования об уплате страхового взноса фондом не пропущен.
Неисполнение страхователем требований № 6878 и 8293 послужило основанием для вынесения фондом решений от 23.10.2008 № 2223 и от 22.05.2009 № 3682 о взыскании недоимки в порядке, предусмотренном статьями 25 и 25.1 Закона № 167-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона.
Статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате в случае его не исполнения в добровольном порядке.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Законом № 229-ФЗ.
Постановления от 24.10.2008 № 1038 и от 25.05.2009 № 2637 переданы в отдел судебных приставов Ленинградского района для исполнения.
На основании указанных постановлений судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства № 27/1/8233/2/2009 и 27/1/27510/21/2009.
Таким образом, как правильно установлено судами и подтверждается материалами дела, предусмотренная статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ процедура принудительного взыскания спорной недоимки фондом соблюдена. Фондом приняты своевременные и предусмотренные законом меры для принудительного взыскания с заявителя пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно не усмотрели оснований для выводов об утрате фондом возможности принудительного взыскания с заявителя пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.
Несогласие общества с правовой оценкой судами имеющихся в материалах дела доказательств не является достаточной причиной для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку дело рассмотрено судами обеих инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы общества.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2015 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3 000 руб. до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу № А21-5741/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР ПЛЮС» - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР ПЛЮС», место нахождения: 236006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий Л.И. Корабухина
Судьи Е.С. Васильева
М.В. Пастухова