НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.02.2024 № А21-1741/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 февраля 2024 года

Дело №

А21-1741/20233

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,

рассмотрев 01.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-коммерческая фирма «Трансагентство» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 по делу № А21-1741/2023,

у с т а н о в и л:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-коммерческая фирма «Трансагентство» (далее – Общество) 27 953,14 руб. убытков в виде излишне выплаченных сумм пенсии в связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М в отношении генерального директора Общества ФИО1.

Решением суда первой инстанции от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2023, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, отсутствие у ответчика обязанности представлять отчетность в отношении руководителя организации, просит решение и постановление суда отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в иске.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и осуществляет трудовую деятельность в Обществе в должности генерального директора с 28.08.2020 (дата создания общества) по настоящее время.

Общество не представляло в Фонд сведения о застрахованном лице по форме СВЗ-М в отношении ФИО1

Ввиду отсутствия сведений о ФИО1 как о работающем пенсионере Фонд принял решение о выплате ФИО1 с 01.01.2021 сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) как прекратившему трудовую деятельность в Обществе.

В дальнейшем по результатам проведенной проверки Фондом выявлен факт излишней выплаты названному лицу страховой пенсии по старости за период с 01.01.2021 по 31.07.2022 в сумме 27 953,14 руб., в адрес Общества направлено требование от 09.08.2022 № 39793-4103 о возмещении в срок до 01.10.2022 излишне выплаченных сумм.

Поскольку в добровольном порядке Общество не возместило убытки, Фонд обратился в суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили исковые требования в полном объеме.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

На основании части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно абзацу второму статьи 1 Закона № 27-ФЗ застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Как указано в абзаце втором пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Суды установили, что согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 является генеральным директором Общества.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации; далее – ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части 1 статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Исходя из положений статьи 1 Закона № 27-ФЗ и пункта 1 статьи 7 Закона
№ 167-ФЗ генеральный директор является застрахованным лицом и в отношении его должны быть представлены соответствующие сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом отсутствие факта начисления в пользу указанного лица выплат и иных вознаграждений за спорный период не имеет правового значения, не отменяет и не изменяет обязанность по представлению в отношении этого лица отчетности по форме СЗВ-М.

Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости представления в отношении генерального директора Общества ФИО1 сведений по форме СЗВ-М.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как разъяснено в пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Обращаясь в суд с иском, Фонд указал, что Общество не представляло сведения о застрахованном лице по форме СВЗ-М в отношении ФИО1, что повлекло принятие Фондом решения о выплате названному лицу как прекратившему трудовую деятельность в Обществе сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.01.2021 и выплату заявленной к взысканию суммы.

Исследовав представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями Общества, нарушившего сроки представления сведений формы СЗВ-М, и излишней выплатой Фондом
ФИО1 пенсии в сумме 27 953,14 руб. Иное из материалов дела не следует.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно удовлетворили требования Фонда и взыскали с Общества убытки, возникшие в связи с выплатой ФИО1 пенсии в завышенном размере.

Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятие судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы судов. Оснований для применения в настоящем случае правового подхода, сформулированного в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 № 492-О, не имеется.

Поскольку нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, отсутствуют основания для пересмотра обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 по делу № А21-1741/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-коммерческая фирма
«Трансагентство» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

Ю.А. Родин

Е.И. Трощенко