НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.2023 № А66-4711/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 декабря 2023 года

Дело №

А66-4711/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Сергеевой И.В.,

при участии от Министерства лесного комплекса Тверской области. – ФИО1 (доверенность от 29.06.2023), от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям – ФИО2 (доверенность от 28.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью «Агросоюз» - ФИО3 (доверенность от 24.04.2023), ФИО4 (доверенность от 24.04.2023),

рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Тверской области и управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 по делу № А66-4711/2023,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Агросоюз» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям (далее - Управление), оформленного письмом от 20.02.2023 № 06-15-РМ/2556, и возложении на Управление обязанности принять положительное решение о возможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 площадью 14,4851 га, расположенного вблизи ур. Боблево Вазуского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, в целях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного комплекса Тверской области (далее - Министерство), Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2023, заявленные Обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе Министерство, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, признать законным решение, оформленное письмом от 20.02.2023 № 06-15-РМ/2556.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Управления и Министерства поддержали доводы, изложенные в их кассационных жалобах, а представители Общества, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобы без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, с 19.11.2022 Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, площадью 14,4851 га, расположенный в районе ур. Боблево Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.

В Управление 21.12.2022 от Общества поступило заявление от 07.12.2022 об использовании указанного земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в котором Обществом были указаны виды использования лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, а именно: «ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов».

К заявлению были приложены следующие документы:

1) общие сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (по утвержденной форме),

2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19.11.2022 в отношении земельного участка,

3) материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке.

Управление письмом от 26.12.2022 направило указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, в Министерство как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информировало о поступлении от Общества заявления Министерство сельского хозяйства Тверской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

Министерство 08.02.2023 представило в Управление экспертное заключение, оформленное письмом от 08.02.2023 № 01-07-01/577-ВБ, в котором сообщило о несоответствии лесных насаждений в границах земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения.

Управление после поступления экспертного заключения организовало рассмотрение заявления Общества межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - Межведомственная комиссия), в состав которой входили представители Управления, Министерства и Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Межведомственной комиссией 16.02.2023 принято решение о невозможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 для использования лесов, о чем составлен протокол заседания межведомственной комиссии от 16.02.2023 № 4.

Управление письмом от 20.02.2023 информировало Общество о принятом отрицательном решении.

Полагая, что решение Управления, оформленное письмом от 20.02.2023 № 06-15-РМ/2556 «О направлении отрицательного решения», является незаконным, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности на использование своего участка в целях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.

Суд первой инстанции признав требования Общества обоснованными, удовлетворил заявление.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 Положения «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 (далее – Положение) в целях применения настоящего положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 - 1 при одновременном наличии указанных признаков.

Согласно пункту 7 Положения правообладатель либо уполномоченное им лицо до 01.10.2023 или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.

В силу пункта 7(2) Положения территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информирует о поступлении заявления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных в абзаце втором настоящего пункта сведений и материалов представляет в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения.

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого экспертного заключения организует рассмотрение заявления межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в состав которой входят представители территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктом 7(3) Положения создание и обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно пункту 7(4) Положения по результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов.

Межведомственная комиссия принимает отрицательное решение при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

в экспертном заключении сделан вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, которые указаны в пункте 1 Положения;

отсутствуют сведения о правах на земельный участок в ЕГРН или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подано заявление, а в случае, предусмотренном пунктом 10 Положения, также отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в ЕГРН;

земельный участок отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо законодательством субъектов Российской Федерации к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Принятие отрицательного решения по иным основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, не допускается.

Межведомственной комиссией приняло «отрицательное решение», зафиксированное в протокола заседания от 16.02.2023 № 4, в котором имеется ссылка на экспертное заключение Министерства от 08.02.2023.

В указанном экспертном заключении отражено, что в заявлении Общества отсутствует информация об общих сведениях количественных и качественных характеристик лесных насаждений, произрастающих непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706.

По мнению Министерства, указанные в заявлении количественных и качественных характеристик лесных насаждений не соответствуют требованиям пунктов 76, 78 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122. По сути, Министерство считает, что заявитель должен представить материалы таксации лесов, произрастающих непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в качестве основания для принятия отрицательного решения в пункте 7(4) Положения не значится отсутствие материалов таксации.

Суды также признали, что Лесоустроительная инструкция не подлежит применению к спорным правоотношениям, следовательно, доводы Министерства о необходимости представления Обществом материалов таксации не основаны на нормах права.

Установив, что лесные насаждения и древесно-кустарниковая растительность, расположенные на принадлежащем Обществу земельном участке, соответствуют критериям, указанным в пункте 1 Положения, суды признали незаконным оспариваемое заявителем решение о невозможности использования данного земельного участка для использования лесов.

В кассационной жалобе Управление ссылается на то, что оно не принимало оспариваемое решение, а лишь проинформировало Общество об отрицательном решении межведомственной комиссии. По мнению Управления, Общество по сути оспаривает экспертное заключение Министерства, на основании которого было принято отрицательное решение по заявлению Общества. Кроме того, Управление считает, что Обществом не были представлены достаточные доказательства, которые опровергают экспертное заключение Министерства.

Министерство в своей кассационной жалобе выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что Обществом были представлены достаточные и достоверные сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, произрастающих на принадлежащем заявителю земельном участке, исключающие принятие отрицательного решения по его заявлению.

Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», с учетом установленной законом компетенции судов могут быть оспорены, в частности, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица, например, межведомственных комиссий.

В соответствии с пунктом 1 «Типового положения о межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России № 901, Минприроды России № 926 от 27.12.2022 (далее – Типовое положение), Межведомственная комиссия создается территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - территориальный орган Службы).

Председателем Комиссии является руководитель территориального органа Службы либо его заместитель. Ответственным секретарем Комиссии является сотрудник территориального органа Службы (пункту 10 Типового положения).

Руководитель территориального органа Службы, как председатель Комиссии осуществляет руководство её работой; определяет место, дату и время проведения заседаний, утверждает повестку дня заседаний; председательствует на заседаниях; подписывает протоколы заседаний (пункт 11 Типового положения).

Ответственный секретарь Комиссии (сотрудник территориального органа Службы): готовит материалы к заседанию Комиссии; извещает членов Комиссии о месте, дате, времени проведения заседания Комиссии и направляет им повестку и необходимые материалы; оформляет протоколы заседаний Комиссии; обобщает данные, полученные в ходе работы Комиссии; подготавливает отчет о работе Комиссии, аналитические справки; обеспечивает хранение документов Комиссии; осуществляет свод принятых Комиссией решений (пункт 12 Типового положения).

Организационно-техническое и информационное сопровождение деятельности Комиссии осуществляет территориальный орган Службы (пункт 21 Типового положения).

Поскольку Межведомственная комиссия, будучи органом наделенным публичными полномочиями, не имеющим статуса юридического лица, создана при территориальном органе Службы, который осуществляет руководство её деятельностью, принятые данной комиссией решения для целей их обжалования в судебном порядке следует рассматривать как решения Управления.

Таким образом, Управление обоснованно привлечено к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица, решение которого, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Экспертное заключение Министерства, на основании которого было принято отрицательное решение по заявлению Общества, не порождает непосредственно правовые последствия для заявителя, следовательно, не является решением, которое может быть оспорено в порядке статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Указанное экспертное заключение Министерства было исследовано судами в качестве доказательства, подтверждающего наличие обстоятельств, послужившего основанием для принятия оспариваемого решения.

Кассационная инстанция считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Управление и Министерство не доказали наличие оснований для принятия отрицательного решения по заявлению Общества, поскольку заявителем была представлена достаточная информация о соответствии лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, расположенных на принадлежащем Обществу земельном участке, критериям, указанным в пункте 1 Положения. В ходе судебного разбирательства Общество подтвердило соответствие действительности ранее представленных им сведений, дополнительно представив экспертное заключение специалиста.

Управление и Министерство в свою очередь не представили доказательства, опровергающие достоверность как ранее представленных Обществом сведений, так и заключения специалиста, полученного в период судебного разбирательства, то есть не доказали, что указанные лесные насаждения не соответствуют критериям, определенным в пункте 1 Положения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что заявленные Обществом требования удовлетворены правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 по делу № А66-4711/2023 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Тверской области и управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям – без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Кадулин

Судьи

Ю.С. Баженова

И.В. Сергеева